Задание
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер.
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
5.1. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5.2. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
5.3. Какой предстаёт русская природа в лирике Ф.И. Тютчева? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.4. На какие нравственные проблемы откликается проза Л.Н. Толстого? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.5. Какие проблемы, поднятые в современной прозе, Вам наиболее интересны? (На основе анализа одного произведения отечественной литературы)
Оцените свою работу по критериям и укажите количество баллов.
Критерии оценивания
Баллы Критерии
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2
Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко, ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне
1
Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно
0
Тема не раскрыта
2. Привлечение текста произведения при для аргументации 3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки
1
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена
3. Опора на теоретико-литературные понятия
2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
1
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
4. Композиционная цельность и логичность
3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности, логических несоответствий и необоснованных повторов
2
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности, логические несоответствия и необоснованные повторы
1
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения
5. Соблюдение речевых норм 2 Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок 1 Допущены три-четыре речевые ошибки 0 Допущено пять или более речевых ошибок 6. Соблюдение орфографических норм 1
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырех
ошибок
0 Допущено пять или более ошибок 7. Соблюдение пунктуационных норм 1
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырех ошибок
0 Допущено пять или более ошибок 8. Соблюдение грамматических норм 1 Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 0 Допущено три или более ошибки Максимальный балл за сочинение – 16
16 баллов 100
15 баллов 87
14 баллов 81
13 баллов 79
12 баллов 73
11 баллов 67
10 баллов 61
9 баллов 56
8 баллов 50
7 баллов 43
6 баллов 37
5 баллов 31
4 балла 25
3 балла 18
2 балла 12
1 балл 6
0 баллов 0