Задание

4. Сопоставьте басни И.А. Крылова «Листья и Корни» и «Камень и Червяк».

В чём близость проблематики двух произведений?

ЛИСТЫ И КОРНИ

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зелёностью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтó б было в нём без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарёй

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаётесь с нами».

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», –

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?» –

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, – Им снизу отвечали, –

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, –

Не станет дерева, ни вас».

(И.А. Крылов, 1811)

КАМЕНЬ И ЧЕРВЯК

«Как расшумелся здесь! Какой невежа!»

Про дождик говорит на ниве Камень, лёжа:

«А рады все ему, пожалуй – посмотри!

И ждали так, как гостя дорогого,

А чтó же сделал он такого?

Всего-то шёл часа два-три.

Пускай же обо мне расспросят!

Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда.

Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят:

А не слыхал себе спасибо никогда.

Недаром, право, свет поносят:

В нём справедливости не вижу я никак». –

– «Молчи! – сказал ему Червяк. –

Сей дождик, как его ни кратко было время,

Лишённую засухой сил

Обильно ниву напоил,

И земледельца он надежду оживил;

А ты на ниве сей пустое только бремя».

Так хвалится иной, что служит сорок лет:

А проку в нём, как в этом Камне, нет.

(И.А. Крылов, 1814)

Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (5–8 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

Оцените свою работу по критериям и укажите количество баллов.

Критерии оценивания

Баллы Критерии

1. Сопоставление произведений

2

Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа

1

Произведения поверхностно, формально сопоставлены в заданном направлении анализа

0

Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации 4

При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют

3

При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция двух произведений не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

2

При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена,

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

1

При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления

не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена, ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0

При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения, И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений, И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм

2

Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки

1

Суммарно допущено НЕ более двух любых ошибок (логических, речевых, грамматических)

0

Суммарно допущено более двух любых ошибок (логических, речевых, грамматических)   Максимальный балл — 8

8 баллов 100

7 баллов 87

6 баллов 75

5 баллов 62

4 балла 50

3 балла 37

2 балла 25

1 балл 12

0 0