Задание

Прочитай текст и выполни задания 23–26.

(1)Г-н Беневоленский был человек толстоватый, среднего роста, мягкий на вид, с коротенькими ножками и пухленькими ручками; носил он просторный и чрезвычайно опрятный фрак, высокий и широкий галстук, белое, как снег, бельё, золотую цепочку на шёлковом жилете, перстень с камнем на указательном пальце и белокурый парик; говорил убедительно и кротко, выступал без шуму, приятно улыбался, приятно поводил глазами, приятно погружал подбородок в галстук: вообще приятный был человек. (2)Сердцем его тоже господь наделил добрейшим: плакал он и восторгался легко; сверх того, пылал бескорыстной страстью к искусству, и уж подлинно бескорыстной, потому что именно в искусстве г. Беневоленский, коли правду сказать, решительно ничего не смыслил. (3)Даже удивительно, откуда, в силу каких таинственных и непонятных законов взялась у него эта страсть? (4)Кажется, человек он был положительный, даже дюжинный... (5)Впрочем, у нас на Руси таких людей довольно много.

(6)Любовь к художеству и художникам придаёт этим людям приторность неизъяснимую; знаться с ними, с ними разговаривать — мучительно: настоящие дубины, вымазанные мёдом. (7)Они, например, никогда не называют Рафаэля — Рафаэлем, Корреджио — Корреджием: «Божественный Санцио, неподражаемый де Аллегрис», — говорят они, и говорят непременно на о. (8)Всякий доморощенный, самолюбивый, перехитрённый и посредственный талант величают они гением, или, правильнее, «хэнием»; синее небо Италии, южный лимон, душистые пары берегов Бренты не сходят у них с языка. (9)«Эх, Ваня, Ваня» или: «Эх, Саша, Саша, — с чувством говорят они друг другу, — на юг бы нам, на юг... (10)Ведь мы с тобою греки душою, древние греки!» (11)Наблюдать их можно на выставках, перед иными произведениями иных российских живописцев. (12)(Должно заметить, что по большей части все эти господа патриоты страшные.) (13)То отступят они шага на два и закинут голову, то снова придвинутся к картине; глазки их покрываются маслянистою влагой... «(14)Фу ты, боже мой, — говорят они наконец разбитым от волнения голосом, — души-то, души-то что! (15)Эка, сердца-то, сердца! (16)Эка души-то напустил! (17)Тьма души!.. (18)А задумано-то как! (19)Мастерски задумано!» (20)А что у них самих в гостиных за картины! (21)Что за художники ходят к ним по вечерам, пьют у них чай, слушают их разговоры! (22)Какие они им подносят перспективные виды собственных комнат с щёткой на правом плане, грядкой сору на вылощенном полу, жёлтым самоваром на столе возле окна и самим хозяином, в халате и ермолке, с ярким бликом света на щеке! (23)Что за длинноволосые питомцы муз, с лихорадочно-презрительной улыбкой, их посещают! (24)Что за бледно-зелёные барышни взвизгивают у них за фортепьянами! (25)Ибо у нас уже так на Руси заведено: одному искусству человек предаваться не может — подавай ему всё. (26)И потому нисколько не удивительно, что эти господа любители также оказывают сильное покровительство русской литературе, особенно драматической... (27)«Джакобы Саназары» писаны для них: тысячи раз изображённая борьба непризнанного таланта с людьми, с целым миром потрясает их до дна души...

(28)На другой же день после приезда г. Беневоленского Татьяна Борисовна, за чаем, велела племяннику показать гостю свои рисунки. «(29)А он у вас рисует?» — не без удивления произнёс г. Беневоленский и с участием обратился к Андрюше. «(30)Как же, рисует, — сказала Татьяна Борисовна. — (31)Такой охотник! (32)И ведь один, без учителя». — «(33)Ах, покажите, покажите», — подхватил г. Беневоленский. (34)Андрюша, краснея и улыбаясь, поднёс гостю свою тетрадку. (35)Г-н Беневоленский начал, с видом знатока, её перелистывать. «(36)Хорошо, молодой человек, — промолвил он наконец, — хорошо, очень хорошо». (37)И он погладил Андрюшу по головке. (38)Андрюша на лету поцеловал его руку. «(39)Скажите, какой талант!.. (40)Поздравляю вас, Татьяна Борисовна, поздравляю». — «(41)Да что, Пётр Михайлыч, здесь учителя не могу ему сыскать. (42)Из города — дорог; у соседей, у Артамоновых, есть живописец и, говорят, отличный, да барыня ему запрещает чужим людям уроки давать. (43)Говорит, вкус себе испортите». — «(44)Гм, — произнёс г. Беневоленский, задумался и поглядел исподлобья на Андрюшу. — (45)Ну, мы об этом потолкуем», — прибавил он вдруг и потёр себе руки. (46)В тот же день он попросил у Татьяны Борисовны позволения поговорить с ней наедине. (47)Они заперлись. (48)Через полчаса кликнули Андрюшу. (49)Андрюша вошёл. (50)Г-н Беневоленский стоял у окна с лёгкой краской на лице и сияющими глазами. (51)Татьяна Борисовна сидела в углу и утирала слёзы. «(52)Ну, Андрюша, — заговорила она наконец, — благодари Петра Михайлыча; он берёт тебя на своё попечение, увозит тебя в Петербург».

(По И. С. Тургеневу*)

* Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик.

23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

1) Г-н Беневоленский был почитателем искусства, несмотря на то что не обладал особыми познаниями о нём.

2) Люди, подобные Беневоленскому, проявляют чрезмерную приторность в своих разговорах об искусстве, часто используя вычурные выражения.

3) На Руси принято: если человек увлекается каким-либо искусством, то сосредотачивается на нём одном полностью.

4) Андрюша, сын Татьяны Борисовны, был начинающим художником.

5) Пётр Михайлович решил взять Андрюшу с собой в Москву, чтобы мальчик продолжил обучение рисованию.

24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.

1) В предложении 1 описываются внешность и манера общения героя.

2) В предложении 7 раскрывается, поясняется содержание предложения 6.

3) Предложение 12 выражает следствие того, о чём говорится в предложении 11.

4) В предложениях 14–19 отсутствуют элементы рассуждения.

5) В предложениях 47–49 названы события, происходящие последовательно.

25. Из предложений 2–4 выпиши слово со значением «обыкновенный, заурядный», которое сейчас считается устаревшим.

26. Среди предложений 22–25 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи подчинительного союза. Запиши номер(а) этого(-их) предложения(-ий).