Задание
Прочитай текст и выполни задания 23–26.
(1)Я помню его почти с тех пор, как сам себя помню. (2)Первое знакомство с ним особенно памятно мне. (3)Впервые я увидал его на сцене любительского спектакля в нашем доме. (4)Увидал — и бежал в детскую, так сильно Савва Иванович напугал меня тогда своим громким басом и энергичным размахиванием большим хлыстом. (5)Потом я помню его в подмосковной деревне отца. (6)Он носил тогда длинный плащ с серебряными аграфами, вывезенный из Италии. (7)Большая широкополая шляпа и довольно длинные волосы придавали ему артистический вид, и тогда, ещё под впечатлением первого знакомства, я следил за ним лишь издали, на почтительном расстоянии.
(8)Савва Иванович был в нашей семье общепризнанным авторитетом в вопросах искусства. (9)Принесут ли картину, появится ли доморощенный художник, музыкант, певец, актёр или просто красивый человек, достойный кисти живописца или резца скульптора, — и каждый скажет: «Надо непременно показать его Савве Ивановичу!»
(10)Вокруг Саввы Ивановича группировался кружок «передвижников», тогдашних новаторов в живописи. (11)Большой кабинет в московском доме Мамонтовых с художественной обстановкой и следами артистического беспорядка и лёгкой богемы был центром сборища и всевозможных затей, душой которых всегда был живой, весёлый, кипучий, увлекающийся и талантливый Савва Иванович. (12)Раз в неделю, по известным дням, в кабинете появлялся длинный стол с зелёным сукном, приготовленный точно для заседания. (13)Вокруг стола рассаживались чтецы, художники, артисты, любители, и происходило чтение «Ревизора», «Леса», «Женитьбы», «Короля Лира», в которых Савва Иванович читал обыкновенно главные роли. (14)Впоследствии, когда дети Саввы Ивановича стали подрастать, он устраивал для них в знаменитом кабинете спектакли. (15)Выбирали красивую сказку, или же сам Савва Иванович брался за перо и писал пьесу «ad hoc» {к случаю (лат.)}. (16)С течением времени, по мере того как дети росли, — репертуар становился серьёзнее и дошёл до трагедии. (17)Обыкновенно спектакли происходили во время рождественских праздников. (18)Тогда на целую неделю или на две весь дом превращался в театральные мастерские и швальни. (19)В одной из комнат расстилалось полотно для Василия Дмитриевича Поленова, и он со своим молоденьким помощником К. А. Коровиным готовил декорацию своего акта. (20)В другой комнате Илья Ефимович Репин со своим помощником, хотя бы, например, Серовым, писал другой акт. (21)В третьей комнате работал Виктор Михайлович Васнецов, суетился Врубель. (22)В другой половине дома кроили, шили, примеряли костюмы. (23)Где-то по углам репетировали, в кабинете стучали топоры: строили сцену, а в большой столовой с утра до вечера не сходил со стола самовар и угощенья для всех участников спектакля. (24)Здесь было наибольшее оживление. (25)Молодёжь, которая всем мешала и которую отовсюду гоняли, толкалась вокруг чайного стола в ожидании ролей. (26)В комнате стоял гул от звонких молодых голосов. (27)И среди всей этой юной компании, перекидываясь забавными шутками, сидел Савва Иванович и писал первый акт той пьесы, постановку которой спешно готовили наверху.
(28)«Дядя Савва, напиши мне такую роль, чтобы всех девчонок за волосы таскать по сцене», — помню, приставал к С. И. один из его шустрых племянников. (29)Савва Иванович тут же писал шуточную сцену, в которой кто-то из старших давал шалуну подзатыльник. (30)Сцена читалась, тут же со всеми реальными подробностями репетировалась, имела огромный успех и в конце концов вычёркивалась к искренней радости проученного шалуна. (31)День спектакля был содомом. (32)Всё опаздывало, роли не успевали выучить; Савва Иванович сам ставил декорации, освещал их, дописывал пьесу, режиссировал, играл, гримировал; при этом шутил, веселился, восхищался, сердился. (33)Конечно, наскоро слепленный спектакль, всегда, впрочем, интересный по замыслу и частично по выполнению, не мог обходиться без курьёзов и инцидентов. (34)Так, например, ставился апофеоз, изображавший богов Олимпа. (35)Из столов нагромоздили два этажа; наскоро рассаживались боги и богини; все мальчики с седыми бородами, которые их ещё больше молодили, ждали Зевса, который задерживал антракт и срывал успех. (36)Зевса изображало очень почтенное лицо среди художественного мира. (37)Савва Иванович сам побежал за ним и провёл его через публику, закутав пледом. (38)Зевс торопливо лез на второй этаж. (39)Савва Иванович его подталкивал; ещё один толчок — и Зевс наверху, а плащ остался внизу, он зацепился за первый этаж, и Зевс сидел на троне в костюме Адама, точно в бане на полке; гомерический смех богов, конфуз и смущение богинь, но Савва Иванович не сразу отдал плащ провинившемуся Зевсу, он потомил его и даже попугал.
(40)«А ну-ка, дайте занавес», — крикнул он за кулисы. (41)Паника, а Савва Иванович залился своим типичным смехом с катарральным хрипом, заканчивавшимся бесконечным кашлем.
(42)Таким был Савва Иванович у себя дома.
(По К. С. Станиславскому*)
* Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев; 1863–1938) — русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра.
23.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
1) Рассказчик познакомился с Саввой Ивановичем ещё в детстве.
2) За советом к Савве Ивановичу обращались лишь в случае крайней необходимости.
3) Савва Иванович часто собирал художников, артистов, чтецов в московском доме Станиславских.
4) Иногда Савва Иванович сам писал пьесы для домашних спектаклей.
5) В связи с тем, что Савве Ивановичу приходилось решать много задач одновременно, он всегда был серьёзным человеком.
24.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
1) В предложении 7 отсутствуют элементы описания.
2) В предложениях 19–23 раскрывается, поясняется содержание предложения 18.
3) В предложениях 28–30 перечисляются последовательные события.
4) Предложение 35 выражает следствие содержания предложения 34.
5) В предложениях 37 и 38 представлено повествование.
25.Из предложений 16–18 выпиши устаревшее слово со значением «портняжная мастерская».
26.Среди предложений 22–26 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного наречия. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).