Задание

Прочитай текст и выполни задания 23–26.

(1)Всё, что именуется культурой, возникло из инстинкта самозащиты и создано трудом человека в процессе его борьбы против мачехи-природы; культура — это результат стремления человека создать силами своей воли, своего разума «вторую природу».

(2)Первая природа — хаос неорганизованных, стихийных сил, которые награждают людей землетрясениями, наводнениями, ураганами, засухами, нестерпимым зноем и таким же холодом. (3)Первая природа бессмысленно тратит силы свои на создание болезнетворных микроорганизмов — бацилл, на создание вреднейших насекомых — комаров, мух, вшей, которые переносят в кровь человека яды тифа, лихорадок и так далее; она создаёт бесчисленное количество вредных или бесполезных растений и трав, истощая на размножение паразитов здоровые соки, потребные для произрастания питающих человека злаков и плодов. (4)Между всей этой враждебной или бесполезной человеку паразитивной дрянью природа создала и его, но создала таким же зверем, как все другие звери.

(5)Этот зверь оказался наиболее чувствительным к страданиям тела и потому развил в себе способность самозащиты быстрее, тоньше, разнообразнее, чем все другие звери. (6)Инстинкт самозащиты научил его отличать среди растений и трав полезные ему злаки, плоды, лекарственные травы, приручать животных, одеваться в шкуры, жить в пещерах, выдумать оружие для охоты, самозащиты и каменные орудия для облегчения труда.

(7)Вся и всякая мудрость слагается из маленьких, очень простых истин, выработанных наблюдением, изучением. (8)Но в беспощадной борьбе и в страхе за жизнь, за «свою индивидуальность» инстинкт самосохранения принудил человека «мудрствовать лукаво», и поэтому люди затемнили свет простых истин сором и пылью хитреньких слов. (9)Отсюда возникает необходимость очищать истины от засорения, напоминая о том, как произошли все и всякие истины.

(10)Человеческая культура — явление биологического порядка, она выражает, осмысливает, изощряет волю человека к жизни, — слепую волю, которая свойственна всему живому: растениям, насекомым, птицам и зверям. (11)Человек начал создавать свою культуру с той поры, когда он почувствовал себя более слабым животным, чем все другие звери. (12)Ощущение этой слабости принудило его инстинкт самосохранения развиваться более быстро и успешно. (13)Именно на почве инстинкта самозащиты у человека развивалась его ценнейшая способность — способность наблюдать. (14)Этой способностью обладает и муравей, и ворона, и тигр, но человек, наблюдая, сравнивая, изощрил способность наблюдать до ещё более ценной — до стремления к познанию всех явлений жизни. (15)В дальнейшем познание достигло высоты точных наук, а в наше время оно уже постепенно превращается в инстинкт, в такую же биологическую, органическую особенность человека, как его членораздельная речь и его смех.

(16)Наблюдение по существу своему и результатам есть главное орудие и верный способ самозащиты человека в его борьбе с природой, главная основа его культурного роста. (17)Человек изобрёл лодку, наблюдая, как плывёт по воде скорлупа ореха или птичьего яйца. (18)Затем он достиг того, что по воде плавают огромные суда, построенные из железа и стали. (19)Значение рычага, основу будущих машин, человек понял, видя, что корни дерева, которое вырвано ветром, поднимают куски земли и камни. (20)Ткать человек научился у пауков, наблюдая за их работой. (21)Весьма вероятно, что сшивать звериные кожи для защиты тела своего от холода человек научился у птиц, — некоторые из них шьют гнёзда из листьев. (22)Так открыто было всё, чем ныне могуче вооружён человек.

(23)Наука является основой культуры, главной силою, творящей «вторую природу», которая и есть — культура.

(24)Рабочему классу должно быть особенно близко и понятно убеждение, что всё на земле создаётся силами разума, воображения и воли человека и что иных сил, творящих культуру, — нет. (25)Из грубых кусков обожжённой глины — кирпичей — рабочий строит великолепные здания, «дворцы культуры», города. (26)Из бесформенных кусков руды он создал и создаёт всё, чего не было и нет в «первой природе», — карманные часы, железнодорожные мосты, хирургические инструменты, двигатели внутреннего сгорания, типографские машины и так далее — разумом своим он одухотворяет железо и сталь.

(27)Учёный, наблюдая, исследуя всё существующее в первой природе, учит человека создавать вторую за счёт сил первой, заботится о его здоровье, о продлении его жизни. (28)Художник, наблюдая внутренний мир людей — психику, показывает человеку величие и низость его, силу его разума и силу его звериных свойств.

(29)Три человека строят культуру: учёный, художник и рабочий. (30)Передовой рабочий класс, каким является наш, советский, должен знать, что нет труда, который не имел бы культурного значения, что чем сильнее любовь к труду — тем выше культура, и что к полной, всеобщей победе над старым миром он придёт скорее, если хорошо поймёт решающее значение науки, искусства, труда.

(По М. Горькому*)

* Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков, 1868–1936) — русский советский писатель, прозаик, драматург, публицист.

23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

1) Культура — это то же, что и «первая природа», т. е. совокупность внешних условий жизни человека.

2) Поскольку человек оказался менее восприимчив к физическим страданиям, чем другие живые существа, его инстинкт самозащиты развивался медленнее.

3) В основе многих изобретений человека лежит то, что он заметил в природе, наблюдая за ней.

4) Культуру формируют учёные, рабочие и художники.

5) Любой труд напрямую связан с культурой.

24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.

1) Основной тип речи текста — рассуждение.

2) Предложения 2 и 3 противопоставлены.

3) Предложение 14 раскрывает, поясняет содержание предложения 13.

4) В предложении 22 содержится вывод к тому, о чём говорится в предложениях 16–21.

5) Предложение 28 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 27.

25. Из предложений 6–8 выпиши антоним к слову «ложь».

26. Среди предложений 24–27 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи анафоры и личного местоимения. Запиши номер(а) этого(-их) предложения(-ий).