Прочитай текст и выполни задания 23–26. (1)Никогда ещё так не шумели, не кричали и не суетились гимназистки среднего, пятого, класса, как в этот раз! (2)Классная дама только что объявила им всем, этим юным девочкам, о катастрофе, происшедшей с их подругой по классу. (3)В кратких словах сообщила она о том, как Налю Курманову едва не раздавил трамвай. (4)Но, к счастью, Наля жива и будет жить, если верить словам доктора. (5)Необъятный ужас воцарился в классе. (6)Многие рыдали при этом известии. (7)Наля! (8)Всегда весёлая, бойкая, шаловливая проказница Наля попала под трамвай! (9)Начались предположения... — (10)Она, наверное, шалила на улице по своему обыкновению, прыгала по рельсам! (11)Иначе каким образом могло случиться несчастье?! (12)Говорили все сразу, хором, делали всевозможные догадки, фантазируя, волнуясь. — (13)Ну конечно, шалунья Наля нашалила и теперь! — (14)Бедняжка! (15)Какое несчастье! (16)Но, слава Богу, что ещё жива и выздоровеет. (17)На целую жизнь, однако, теперь уже ей останется урок! (18)Так рассуждали девочки всем классом. (19)И только одна ближайшая подруга Нали, Васочка Митрофанова, заливаясь слезами, твердила: — (20)Нет, нет! (21)Это не шалость! (22)Она, Наля, дала мне слово... (23)Раз навсегда слово дала не шалить на улицах, вести себя тихо и пристойно... (24)Она шалунья... (25)Но она честная и слово своё сдержит! — и Васочка взволнованно смолкла, не будучи в состоянии говорить. (26)Девочки покачивали головами. — (27)Да, положим, она дала, слово... (28)Но разве это уж так нечестно — не сдержать слово, а особенно такой шаловливой, горячей девочке, как Наля? — (29)Но как, однако, жестоко поплатилась за свои шалости бедняжка Наля! (30)Ей, такой веселёнькой и подвижной, куда как невесело, должно быть, лежать в скучной больничной палате! — (31)Надо её навестить! (32)Непременно навестить в ближайший же приём, в воскресенье, — было решено всем классом. (33)Бедная Наля! (34)Скорей бы поправиться бедняжке! (35)Этого искренне и горячо желали все девочки своей бедной маленькой подруге. (36)К Нале, однако, не пустили в воскресенье. (37)Налю нельзя было видеть, она была слишком слаба. (38)Попали в больницу девочки в следующий праздник. (39)Собрался весь класс. (40)Но пропустили только пять человек. (41)Нечего делать, отправились пять избранных и в числе их Васса, конечно. (42)Остальные остались в вестибюле ждать возвращения подруг. (43)Вскоре внимание девочек невольно привлекла просто одетая, в ситцевом платье, женщина с большеглазым мальчиком на коленях. (44)Женщина, очевидно, тоже ждала в швейцарской и горячо рассказывала стоявшей перед ней больничной сиделке со слезами на глазах: — (45)Вот, матушка моя, каждый день хожу, добиться не могу толку. (46)Всё один ответ: «Завтра пустим к больной... (47)А то ты опять плачешь, нынче её расстроишь только». (48)Да как же, милая ты моя, мне не плакать-то! (49)Подумай только, голубушка моя: идём мы это с Митюшкой по тротуару, а он как вырвется, как побежит! (50)Улицу перебежать хотел, игрушку у продавца на той стороне увидал... (51)А трамвай-то этот... чудище-то это, прости Господи, из-за угла как махнёт да на Митюшку! (52)У меня сердце так и упало... (53)Гляжу: а из-под земли ровно выскочила барышня, маленькая такая, в чёрном передничке, по всему видать, гимназистка! (54)Как схватит Митюшку за плечи, как с рельсов-то оттолкнёт, а сама-то отскочить не успела... (55)Налетел это трамвай, опрокинул, откинул её на сажень, поди... (56)Упала сердешная, головка на рельсы... (57)Чуть не до смерти убилась... (58)Увезли её сюда, в больницу! (59)Который день хожу, в ногах валяюсь у всех здешних, прошу повидать мне моего ангела, спасительницу моего Митюши! (60)Ведь кабы не она — не видать мне мальчонку... (61)Женщина заплакала снова, вытирая кончиками головного платка обильно струившиеся слёзы. (62)Гимназистки переглядывались между собой. — (63)Это она о Нале! (64)Наверное, о Нале... — послышался сдержанный шёпот в их толпе. (65)В это время пять депутаток вернулись из палаты. (66)Васочка шла впереди. (67)Взволнованная и радостная, она очутилась в толпе подруг и, поглядывая на всех блестевшими глазами, заговорила, волнуясь: — (67)И не думала она шалить тогда, Наля! (68)И нисколько она не шалила, а только, только... (69)Если бы вы только знали, что рассказала нам только что её мама... (70)Наля ребёнка спасла, мальчика, от трамвая, а сама... — (71)Мы знаем! (72)Всё знаем — отозвались смущённые голоса девочек. — (73)Вот она, эта женщина, рассказывала сейчас про Налю... (74)Да, мы были не правы, думая, что она... — (75)Хорошая она! (76)Славная, самоотверженная! — перебивая подруг, снова восторженно вскричала Васса, и ещё ярче заблестели её счастливые глаза. (77)Наля поправилась и снова появилась в классе. (78)Ей устроили шумную встречу, когда она впервые пришла в гимназию после болезни. (По Л. А. Чарской*) * Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) — русская писательница, актриса. 23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов. 1) Наля Курманова была известна как весёлая, бойкая шалунья. 2) Девочки предположили, что несчастный случай с Налей произошёл по её же вине. 3) В палату к Нале пустили только её лучшую подругу Вассу. 4) Митюша побежал через дорогу, потому что увидел на противоположной стороне улицы котёнка. 5) Гимназистки не поверили, что Наля могла совершить такой самоотверженный поступок. 24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажи номера ответов. 1) В предложениях 10 и 11 представлено рассуждение. 2) Предложение 19 поясняет, раскрывает содержание предложения 18. 3) Предложения 27 и 28 противопоставлены. 4) Предложение 56 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 55. 5) В предложениях 61–65 содержатся элементы повествования. 25. Из предложений 55–59 выпиши разговорное слово со значением «занимающийся чем-либо в данном месте». 26. Среди предложений 2–6 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и форм слова. Запиши номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание

Прочитай текст и выполни задания 23–26.

(1)Никогда ещё так не шумели, не кричали и не суетились гимназистки среднего, пятого, класса, как в этот раз!

(2)Классная дама только что объявила им всем, этим юным девочкам, о катастрофе, происшедшей с их подругой по классу. (3)В кратких словах сообщила она о том, как Налю Курманову едва не раздавил трамвай. (4)Но, к счастью, Наля жива и будет жить, если верить словам доктора.

(5)Необъятный ужас воцарился в классе. (6)Многие рыдали при этом известии. (7)Наля! (8)Всегда весёлая, бойкая, шаловливая проказница Наля попала под трамвай!

(9)Начались предположения...

— (10)Она, наверное, шалила на улице по своему обыкновению, прыгала по рельсам! (11)Иначе каким образом могло случиться несчастье?!

(12)Говорили все сразу, хором, делали всевозможные догадки, фантазируя, волнуясь.

— (13)Ну конечно, шалунья Наля нашалила и теперь!

— (14)Бедняжка! (15)Какое несчастье! (16)Но, слава Богу, что ещё жива и выздоровеет. (17)На целую жизнь, однако, теперь уже ей останется урок!

(18)Так рассуждали девочки всем классом. (19)И только одна ближайшая подруга Нали, Васочка Митрофанова, заливаясь слезами, твердила:

— (20)Нет, нет! (21)Это не шалость! (22)Она, Наля, дала мне слово... (23)Раз навсегда слово дала не шалить на улицах, вести себя тихо и пристойно... (24)Она шалунья... (25)Но она честная и слово своё сдержит! — и Васочка взволнованно смолкла, не будучи в состоянии говорить.

(26)Девочки покачивали головами.

— (27)Да, положим, она дала, слово... (28)Но разве это уж так нечестно — не сдержать слово, а особенно такой шаловливой, горячей девочке, как Наля?

— (29)Но как, однако, жестоко поплатилась за свои шалости бедняжка Наля! (30)Ей, такой веселёнькой и подвижной, куда как невесело, должно быть, лежать в скучной больничной палате!

— (31)Надо её навестить! (32)Непременно навестить в ближайший же приём, в воскресенье, — было решено всем классом.

(33)Бедная Наля! (34)Скорей бы поправиться бедняжке! (35)Этого искренне и горячо желали все девочки своей бедной маленькой подруге.

(36)К Нале, однако, не пустили в воскресенье. (37)Налю нельзя было видеть, она была слишком слаба.

(38)Попали в больницу девочки в следующий праздник.

(39)Собрался весь класс. (40)Но пропустили только пять человек. (41)Нечего делать, отправились пять избранных и в числе их Васса, конечно. (42)Остальные остались в вестибюле ждать возвращения подруг.

(43)Вскоре внимание девочек невольно привлекла просто одетая, в ситцевом платье, женщина с большеглазым мальчиком на коленях. (44)Женщина, очевидно, тоже ждала в швейцарской и горячо рассказывала стоявшей перед ней больничной сиделке со слезами на глазах:

— (45)Вот, матушка моя, каждый день хожу, добиться не могу толку. (46)Всё один ответ: «Завтра пустим к больной... (47)А то ты опять плачешь, нынче её расстроишь только». (48)Да как же, милая ты моя, мне не плакать-то! (49)Подумай только, голубушка моя: идём мы это с Митюшкой по тротуару, а он как вырвется, как побежит! (50)Улицу перебежать хотел, игрушку у продавца на той стороне увидал... (51)А трамвай-то этот... чудище-то это, прости Господи, из-за угла как махнёт да на Митюшку! (52)У меня сердце так и упало... (53)Гляжу: а из-под земли ровно выскочила барышня, маленькая такая, в чёрном передничке, по всему видать, гимназистка! (54)Как схватит Митюшку за плечи, как с рельсов-то оттолкнёт, а сама-то отскочить не успела... (55)Налетел это трамвай, опрокинул, откинул её на сажень, поди... (56)Упала сердешная, головка на рельсы... (57)Чуть не до смерти убилась... (58)Увезли её сюда, в больницу! (59)Который день хожу, в ногах валяюсь у всех здешних, прошу повидать мне моего ангела, спасительницу моего Митюши! (60)Ведь кабы не она — не видать мне мальчонку...

(61)Женщина заплакала снова, вытирая кончиками головного платка обильно струившиеся слёзы.

(62)Гимназистки переглядывались между собой.

— (63)Это она о Нале! (64)Наверное, о Нале... — послышался сдержанный шёпот в их толпе.

(65)В это время пять депутаток вернулись из палаты. (66)Васочка шла впереди. (67)Взволнованная и радостная, она очутилась в толпе подруг и, поглядывая на всех блестевшими глазами, заговорила, волнуясь:

— (67)И не думала она шалить тогда, Наля! (68)И нисколько она не шалила, а только, только... (69)Если бы вы только знали, что рассказала нам только что её мама... (70)Наля ребёнка спасла, мальчика, от трамвая, а сама...

— (71)Мы знаем! (72)Всё знаем — отозвались смущённые голоса девочек. — (73)Вот она, эта женщина, рассказывала сейчас про Налю... (74)Да, мы были не правы, думая, что она...

— (75)Хорошая она! (76)Славная, самоотверженная! — перебивая подруг, снова восторженно вскричала Васса, и ещё ярче заблестели её счастливые глаза.

(77)Наля поправилась и снова появилась в классе. (78)Ей устроили шумную встречу, когда она впервые пришла в гимназию после болезни.

(По Л. А. Чарской*)

* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) — русская писательница, актриса.

23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

  1. Наля Курманова была известна как весёлая, бойкая шалунья.

  2. Девочки предположили, что несчастный случай с Налей произошёл по её же вине.

  3. В палату к Нале пустили только её лучшую подругу Вассу.

  4. Митюша побежал через дорогу, потому что увидел на противоположной стороне улицы котёнка.

  5. Гимназистки не поверили, что Наля могла совершить такой самоотверженный поступок.

[ ]

24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажи номера ответов.

  1. В предложениях 10 и 11 представлено рассуждение.

  2. Предложение 19 поясняет, раскрывает содержание предложения 18.

  3. Предложения 27 и 28 противопоставлены.

  4. Предложение 56 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 55.

  5. В предложениях 61–65 содержатся элементы повествования.

[ ]

25. Из предложений 55–59 выпиши разговорное слово со значением «занимающийся чем-либо в данном месте».

[ ]

26. Среди предложений 2–6 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и форм слова. Запиши номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

[ ]