Прочитай текст и выполни задания 23–26.
(1)Никогда ещё так не шумели, не кричали и не суетились гимназистки среднего, пятого, класса, как в этот раз!
(2)Классная дама только что объявила им всем, этим юным девочкам, о катастрофе, происшедшей с их подругой по классу. (3)В кратких словах сообщила она о том, как Налю Курманову едва не раздавил трамвай. (4)Но, к счастью, Наля жива и будет жить, если верить словам доктора.
(5)Необъятный ужас воцарился в классе. (6)Многие рыдали при этом известии. (7)Наля! (8)Всегда весёлая, бойкая, шаловливая проказница Наля попала под трамвай!
(9)Начались предположения...
— (10)Она, наверное, шалила на улице по своему обыкновению, прыгала по рельсам! (11)Иначе каким образом могло случиться несчастье?!
(12)Говорили все сразу, хором, делали всевозможные догадки, фантазируя, волнуясь.
— (13)Ну конечно, шалунья Наля нашалила и теперь!
— (14)Бедняжка! (15)Какое несчастье! (16)Но, слава Богу, что ещё жива и выздоровеет. (17)На целую жизнь, однако, теперь уже ей останется урок!
(18)Так рассуждали девочки всем классом. (19)И только одна ближайшая подруга Нали, Васочка Митрофанова, заливаясь слезами, твердила:
— (20)Нет, нет! (21)Это не шалость! (22)Она, Наля, дала мне слово... (23)Раз навсегда слово дала не шалить на улицах, вести себя тихо и пристойно... (24)Она шалунья... (25)Но она честная и слово своё сдержит! — и Васочка взволнованно смолкла, не будучи в состоянии говорить.
(26)Девочки покачивали головами.
— (27)Да, положим, она дала, слово... (28)Но разве это уж так нечестно — не сдержать слово, а особенно такой шаловливой, горячей девочке, как Наля?
— (29)Но как, однако, жестоко поплатилась за свои шалости бедняжка Наля! (30)Ей, такой веселёнькой и подвижной, куда как невесело, должно быть, лежать в скучной больничной палате!
— (31)Надо её навестить! (32)Непременно навестить в ближайший же приём, в воскресенье, — было решено всем классом.
(33)Бедная Наля! (34)Скорей бы поправиться бедняжке! (35)Этого искренне и горячо желали все девочки своей бедной маленькой подруге.
(36)К Нале, однако, не пустили в воскресенье. (37)Налю нельзя было видеть, она была слишком слаба.
(38)Попали в больницу девочки в следующий праздник.
(39)Собрался весь класс. (40)Но пропустили только пять человек. (41)Нечего делать, отправились пять избранных и в числе их Васса, конечно. (42)Остальные остались в вестибюле ждать возвращения подруг.
(43)Вскоре внимание девочек невольно привлекла просто одетая, в ситцевом платье, женщина с большеглазым мальчиком на коленях. (44)Женщина, очевидно, тоже ждала в швейцарской и горячо рассказывала стоявшей перед ней больничной сиделке со слезами на глазах:
— (45)Вот, матушка моя, каждый день хожу, добиться не могу толку. (46)Всё один ответ: «Завтра пустим к больной... (47)А то ты опять плачешь, нынче её расстроишь только». (48)Да как же, милая ты моя, мне не плакать-то! (49)Подумай только, голубушка моя: идём мы это с Митюшкой по тротуару, а он как вырвется, как побежит! (50)Улицу перебежать хотел, игрушку у продавца на той стороне увидал... (51)А трамвай-то этот... чудище-то это, прости Господи, из-за угла как махнёт да на Митюшку! (52)У меня сердце так и упало... (53)Гляжу: а из-под земли ровно выскочила барышня, маленькая такая, в чёрном передничке, по всему видать, гимназистка! (54)Как схватит Митюшку за плечи, как с рельсов-то оттолкнёт, а сама-то отскочить не успела... (55)Налетел это трамвай, опрокинул, откинул её на сажень, поди... (56)Упала сердешная, головка на рельсы... (57)Чуть не до смерти убилась... (58)Увезли её сюда, в больницу! (59)Который день хожу, в ногах валяюсь у всех здешних, прошу повидать мне моего ангела, спасительницу моего Митюши! (60)Ведь кабы не она — не видать мне мальчонку...
(61)Женщина заплакала снова, вытирая кончиками головного платка обильно струившиеся слёзы.
(62)Гимназистки переглядывались между собой.
— (63)Это она о Нале! (64)Наверное, о Нале... — послышался сдержанный шёпот в их толпе.
(65)В это время пять депутаток вернулись из палаты. (66)Васочка шла впереди. (67)Взволнованная и радостная, она очутилась в толпе подруг и, поглядывая на всех блестевшими глазами, заговорила, волнуясь:
— (67)И не думала она шалить тогда, Наля! (68)И нисколько она не шалила, а только, только... (69)Если бы вы только знали, что рассказала нам только что её мама... (70)Наля ребёнка спасла, мальчика, от трамвая, а сама...
— (71)Мы знаем! (72)Всё знаем — отозвались смущённые голоса девочек. — (73)Вот она, эта женщина, рассказывала сейчас про Налю... (74)Да, мы были не правы, думая, что она...
— (75)Хорошая она! (76)Славная, самоотверженная! — перебивая подруг, снова восторженно вскричала Васса, и ещё ярче заблестели её счастливые глаза.
(77)Наля поправилась и снова появилась в классе. (78)Ей устроили шумную встречу, когда она впервые пришла в гимназию после болезни.
(По Л. А. Чарской*)
* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) — русская писательница, актриса.
23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
Наля Курманова была известна как весёлая, бойкая шалунья.
Девочки предположили, что несчастный случай с Налей произошёл по её же вине.
В палату к Нале пустили только её лучшую подругу Вассу.
Митюша побежал через дорогу, потому что увидел на противоположной стороне улицы котёнка.
Гимназистки не поверили, что Наля могла совершить такой самоотверженный поступок.
[ ]
24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажи номера ответов.
В предложениях 10 и 11 представлено рассуждение.
Предложение 19 поясняет, раскрывает содержание предложения 18.
Предложения 27 и 28 противопоставлены.
Предложение 56 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 55.
В предложениях 61–65 содержатся элементы повествования.
[ ]
25. Из предложений 55–59 выпиши разговорное слово со значением «занимающийся чем-либо в данном месте».
[ ]
26. Среди предложений 2–6 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и форм слова. Запиши номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
[ ]