Задание

Прочитай текст и выполни задания 13.

Быть педагогом — значит постоянно развиваться самому. «Уча других, <...> учимся сами...» — писал Л. Сенека. «Учитель и ученик растут вместе...» — был убеждён философ Конфуций. И действительно, профессия педагога вынуждает к непрерывному саморазвитию, ведь когда на тебя устремлены десятки пар пытливых глаз, то просто стыдно чего-то не знать, не уметь, стыдно быть дурным, злопамятным, грубым. Ты сам пытаешься стать лучше не только в умственном, но и в нравственном отношении.

Нельзя не подчеркнуть, что быть педагогом — большая ответственность, ведь любая ошибка в воспитании и обучении может отозваться спустя годы. Помните, в культовом фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» врач Лукашин говорит учительнице Наде Шевелёвой, что ошибки врачей дорого обходятся людям? На это она отвечает: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном итоге они обходятся не менее дорого». И это правда, потому что в руках учителя будущее страны, будущее человечества.

1. Самостоятельно подбери личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши это местоимение.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

1) ФИЛОСОФ. Разг. Человек, вдумчиво относящийся к жизни, спокойно переносящий её невзгоды и превратности. Жить настоящим философом.

  1. ПАРА. Две лошади, запряжённые в экипаж, повозку и т. п. Запрячь пару.

3) ДУРНОЙ. Наделённый отрицательными моральными качествами или не обладающий необходимым мастерством, умением, талантом (о человеке). Вы дурной человек!

4) ОТНОШЕНИЕ. Отдельная сторона, точка зрения, аспект. Безупречна во всех отношениях.

5) ОТОЗВАТЬСЯ. Оказать влияние, воздействие на кого-, что-либо; отразиться, сказаться. Чьи-либо поступки могут отозваться на других.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. В тексте активно используется контекстная (ситуативная) синонимия (СенекаКонфуций, умственномнравственном).

  2. Типичным для данного стиля является употребление односоставных назывных предложений, что способствует созданию именного характера текста.

  3. В тексте встречаются слова в переносном значении (ошибка может отозваться; ошибки врачей дорого обходятся; в руках учителя будущее страны).

  4. Одним из средств выразительности на синтаксическом уровне являются ряды однородных членов.

  5. Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя.

[ ]