Задание
Прочитай текст и выполни задания 1–3.
Разговорная лексика — один из основных разрядов словарного состава литературного языка, наряду с книжной и общеупотребительной лексикой.
Слова, характерные <…> разговорной речи, сопровождаются в словарях пометой «разг.», а также «шутл.», «ирон.», «фамильярн.», «неодобр.» и др. Например, ерунда, раздевалка, картошка, электричка, безалаберный, заправский, затеять, нежничать, прихвастнуть, помаленькуи др. Разговорное слово или выражение называют ещё коллоквиализмом (от англ. сolloquialism).
Преимущественной сферой функционирования разговорных слов является неформальное общение в условиях межличностной коммуникации. При непринуждённом разговоре на обиходно-бытовые темы разговорные слова воспринимаются как естественные уместные языковые средства, а их разговорная окраска нейтрализуется, тогда как использование разговорной лексики в формальных ситуациях становится средством выразительности. Именно с целью воздействия на адресата разговорные слова часто употребляются в публицистическом, политическом дискурсе, в то время как в официально-деловом и научном стиле такие слова недопустимы.
1. Самостоятельно подбери непроизводный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши этот предлог.
2.В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.
1) РАЗРЯД. Степень квалификации в какой-либо профессии, специальности и т. п. Слесарь шестого разряда.
2) СОСТАВ. Ряд сцеплённых вместе железнодорожных вагонов; поезд. Товарный состав.
3) СФЕРА. Область физической и духовной жизни; отрасль промышленности; направление деятельности. Сфера производства.
4) ОКРАСКА. Цвет, оттенок чего-либо. Осенняя окраска листьев.
5) СТИЛЬ. Функциональная разновидность литературного языка. Научный стиль.
3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.
1) В тексте активно используются термины (ерунда, раздевалка, картошка, электричка, безалаберный, заправский, затеять, нежничать).
2) В тексте есть такие признаки письменной речи, как возвратные глаголы (сопровождаются, является), производные служебные слова (с целью, наряду с, в то время как, тогда как).
3) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.
4) В синтаксисе обращают внимание на обособленные члены предложения, однородные члены, сложные предложения с разными видами связи между частями.
5) Автор текста использует эпитеты, сравнения, метафоры для воздействия на чувства читателя, его воображение.