Прочитай текст и выполни задания 1–3.
Разговорная лексика — один из основных разрядов словарного состава литературного языка, наряду с книжной и общеупотребительной лексикой.
Слова, характерные <…> разговорной речи, сопровождаются в словарях пометой «разг.», а также «шутл.», «ирон.», «фамильярн.», «неодобр.» и др. Например, ерунда, раздевалка, картошка, электричка, безалаберный, заправский, затеять, нежничать, прихвастнуть, помаленьку и др. Разговорное слово или выражение называют ещё коллоквиализмом (от англ. сolloquialism).
Преимущественной сферой функционирования разговорных слов является неформальное общение в условиях межличностной коммуникации. При непринуждённом разговоре на обиходно-бытовые темы разговорные слова воспринимаются как естественные уместные языковые средства, а их разговорная окраска нейтрализуется, тогда как использование разговорной лексики в формальных ситуациях становится средством выразительности. Именно с целью воздействия на адресата разговорные слова часто употребляются в публицистическом, политическом дискурсе, в то время как в официально-деловом и научном стиле такие слова недопустимы.
1. Самостоятельно подбери непроизводный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши этот предлог.
[ ]
2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.
1) РАЗРЯД. Степень квалификации в какой-либо профессии, специальности и т. п. Слесарь шестого разряда.
2) СОСТАВ. Ряд сцеплённых вместе железнодорожных вагонов; поезд. Товарный состав.
3) СФЕРА. Область физической и духовной жизни; отрасль промышленности; направление деятельности. Сфера производства.
4) ОКРАСКА. Цвет, оттенок чего-либо. Осенняя окраска листьев.
5) СТИЛЬ. Функциональная разновидность литературного языка. Научный стиль.
[ ]
3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.
В тексте активно используются термины (ерунда, раздевалка, картошка, электричка, безалаберный, заправский, затеять, нежничать).
В тексте есть такие признаки письменной речи, как возвратные глаголы (сопровождаются, является), производные служебные слова (с целью, наряду с, в то время как, тогда как).
Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.
В синтаксисе обращают внимание на обособленные члены предложения, однородные члены, сложные предложения с разными видами связи между частями.
Автор текста использует эпитеты, сравнения, метафоры для воздействия на чувства читателя, его воображение.
[ ]