Задание

Прочитай текст и выполни задания 13.

Разговорная лексика — один из основных разрядов словарного состава литературного языка, наряду с книжной и общеупотребительной лексикой.

Слова, характерные <…> разговорной речи, сопровождаются в словарях пометой «разг.», а также «шутл.», «ирон.», «фамильярн.», «неодобр.» и др. Например, ерунда, раздевалка, картошка, электричка, безалаберный, заправский, затеять, нежничать, прихвастнуть, помаленьку и др. Разговорное слово или выражение называют ещё коллоквиализмом (от англ. сolloquialism).

Преимущественной сферой функционирования разговорных слов является неформальное общение в условиях межличностной коммуникации. При непринуждённом разговоре на обиходно-бытовые темы разговорные слова воспринимаются как естественные уместные языковые средства, а их разговорная окраска нейтрализуется, тогда как использование разговорной лексики в формальных ситуациях становится средством выразительности. Именно с целью воздействия на адресата разговорные слова часто употребляются в публицистическом, политическом дискурсе, в то время как в официально-деловом и научном стиле такие слова недопустимы.

1. Самостоятельно подбери непроизводный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши этот предлог.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

1) РАЗРЯД. Степень квалификации в какой-либо профессии, специальности и т. п. Слесарь шестого разряда.

2) СОСТАВ. Ряд сцеплённых вместе железнодорожных вагонов; поезд. Товарный состав.

3) СФЕРА. Область физической и духовной жизни; отрасль промышленности; направление деятельности. Сфера производства.

4) ОКРАСКА. Цвет, оттенок чего-либо. Осенняя окраска листьев.

5) СТИЛЬ. Функциональная разновидность литературного языка. Научный стиль.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. В тексте активно используются термины (ерунда, раздевалка, картошка, электричка, безалаберный, заправский, затеять, нежничать).

  2. В тексте есть такие признаки письменной речи, как возвратные глаголы (сопровождаются, является), производные служебные слова (с целью, наряду с, в то время как, тогда как).

  3. Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.

  4. В синтаксисе обращают внимание на обособленные члены предложения, однородные члены, сложные предложения с разными видами связи между частями.

  5. Автор текста использует эпитеты, сравнения, метафоры для воздействия на чувства читателя, его воображение.

[ ]