Прочитай текст и выполни задания.
(1) А пальма осталась. (2) Ей теперь стало ещё тяжелее, хотя и до этого случая было очень тяжело. (3) Она была совсем одна. (4) На пять сажен возвышалась она над верхушками всех других растений, и эти другие растения не любили её, завидовали ей и считали гордою. (5) Этот рост доставлял ей только одно горе; кроме того, что все были вместе, а она была одна, она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех тосковала о нём, потому что ближе всех была к тому, что заменяло им его: к гадкой стеклянной крыше. (6) Сквозь неё ей виднелось иногда что-то голубое: то было небо, хоть и чужое, и бледное, но всё-таки настоящее голубое небо. (7) И когда растения болтали между собою, Attalea всегда молчала, тосковала и думала только о том, как хорошо было бы постоять даже и под этим бледненьким небом.
(8) — Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? — спросила саговая пальма, очень любившая сырость. (9) — Я, право, кажется, засохну сегодня.
(10) — Меня удивляют ваши слова, соседушка, — сказал пузатый кактус. (11) — Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? (12) Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я всё-таки свеж и сочен.
(13) — Мы не привыкли быть чересчур бережливыми, — отвечала саговая пальма. (14) — Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. (15) Мы не привыкли жить как-нибудь. (16) И кроме всего этого, скажу вам ещё, что вас не просят делать замечания.
(17) Сказав это, саговая пальма обиделась и замолчала.
(18) — Что касается меня, — вмешалась корица, — то я почти довольна своим положением. (19) Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерёт.
(20) — Но не всех же нас обдирали, — сказал древовидный папоротник. (21) — Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.
(22) Тут корица, забыв, что её обдирали, оскорбилась и начала спорить. (23) Некоторые растения вступились за неё, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. (24) Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.
(25) — Зачем вы ссоритесь? — сказала Attalea. (26) — Разве вы поможете себе этим? (27) Вы только увеличиваете своё несчастье злобою и раздражением. (28) Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. (29) Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стёкла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу. (29) Если одна какая-нибудь ветка упрётся в стекло, то, конечно, её отрежут, но что сделают с сотней сильных и смелых стволов? (30) Нужно только работать дружнее, и победа за нами.
(31) Сначала никто не возражал пальме: все молчали и не знали, что сказать. (32) Наконец саговая пальма решилась.
(33) — Всё это глупости, — заявила она.
(34) — Глупости! Глупости! — заговорили деревья, и все разом начали доказывать Attalea, что она предлагает ужасный вздор. (35) — Несбыточная мечта! — кричали они. (36) — Вздор! (37) Нелепость! (38) Рамы прочны, и мы никогда не сломаем их, да если бы и сломали, так что ж такое? (39) Придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы и всё пойдёт по-старому. (40) Только и будет, что отрежут от нас целые куски...
(41) — Ну, как хотите! — отвечала Attalea. (42) — Теперь я знаю, что мне делать. (43) Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком. (44) Я и одна найду себе дорогу! (45) Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стекла, — и я увижу!
(В. М. Гаршин)
Определи, какие из перечисленных утверждений соответствуют действительности.
Выбери все верные варианты.
- Предложения 3–4 поясняют и раскрывают содержание предложения 2
- В предложении 31 представлено рассуждение
- В предложениях 5–6 содержатся повествование и описание
- Предложения 15–16 содержат рассуждение
- В предложениях 22–23 представлено повествование
Среди предложений 18–23 найди одно или несколько таких, которые связаны с предыдущим с помощью союза и формы слова.
Запиши в поле ответа номера таких предложений: число или последовательность чисел без пробелов и запятых.
[ ]
Прочитай фрагмент рецензии, в котором рассмотрены языковые особенности приведённого текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Определи, какие термины из списка нужно поставить на место пропусков.
Восклицательные предложения
Эпитет
Метонимия
Анафора
Олицетворение
Фразеологизм
Ряды однородных членов
Риторические вопросы
Сравнение
Запиши в каждое поле ответа номер подходящего термина (цифру).
В представленном фрагменте В. М. Гаршин описывает жизнь растений в оранжерее. Чтобы читатель мог понять их чувства, автор использует [ ] («растения завидовали», «пальма обиделась»). Особое внимание В. М. Гаршин уделяет отношению Attalea к оранжерее и к свободе: троп [ ] («к гадкой крыше» в предложении 5, «бледненьким небом» в предложении 7) позволяет читателю понять чувства пальмы. Силу и стремление пальмы выражают синтаксические средства — [ ] (предложения 44, 45) и [ ] (предложения 28, 43).