Задание

Прочитай текст и выполни задания.

(1) А пальма осталась. (2) Ей теперь стало ещё тяжелее, хотя и до этого случая было очень тяжело. (3) Она была совсем одна. (4) На пять сажен возвышалась она над верхушками всех других растений, и эти другие растения не любили её, завидовали ей и считали гордою. (5) Этот рост доставлял ей только одно горе; кроме того, что все были вместе, а она была одна, она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех тосковала о нём, потому что ближе всех была к тому, что заменяло им его: к гадкой стеклянной крыше. (6) Сквозь неё ей виднелось иногда что-то голубое: то было небо, хоть и чужое, и бледное, но всё-таки настоящее голубое небо. (7) И когда растения болтали между собою, Attalea всегда молчала, тосковала и думала только о том, как хорошо было бы постоять даже и под этим бледненьким небом.

(8) — Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? — спросила саговая пальма, очень любившая сырость. (9) — Я, право, кажется, засохну сегодня.

(10) — Меня удивляют ваши слова, соседушка, — сказал пузатый кактус. (11) — Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? (12) Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я всё-таки свеж и сочен.

(13) — Мы не привыкли быть чересчур бережливыми, — отвечала саговая пальма. (14) — Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. (15) Мы не привыкли жить как-нибудь. (16) И кроме всего этого, скажу вам ещё, что вас не просят делать замечания.

(17) Сказав это, саговая пальма обиделась и замолчала.

(18) — Что касается меня, — вмешалась корица, — то я почти довольна своим положением. (19) Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерёт.

(20) — Но не всех же нас обдирали, — сказал древовидный папоротник. (21) — Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

(22) Тут корица, забыв, что её обдирали, оскорбилась и начала спорить. (23) Некоторые растения вступились за неё, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. (24) Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

(25) — Зачем вы ссоритесь? — сказала Attalea. (26) — Разве вы поможете себе этим? (27) Вы только увеличиваете своё несчастье злобою и раздражением. (28) Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. (29) Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стёкла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу. (29) Если одна какая-нибудь ветка упрётся в стекло, то, конечно, её отрежут, но что сделают с сотней сильных и смелых стволов? (30) Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

(31) Сначала никто не возражал пальме: все молчали и не знали, что сказать. (32) Наконец саговая пальма решилась.

(33) — Всё это глупости, — заявила она.

(34) — Глупости! Глупости! — заговорили деревья, и все разом начали доказывать Attalea, что она предлагает ужасный вздор. (35) — Несбыточная мечта! — кричали они. (36) — Вздор! (37) Нелепость! (38) Рамы прочны, и мы никогда не сломаем их, да если бы и сломали, так что ж такое? (39) Придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы и всё пойдёт по-старому. (40) Только и будет, что отрежут от нас целые куски...

(41) — Ну, как хотите! — отвечала Attalea. (42) — Теперь я знаю, что мне делать. (43) Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком. (44) Я и одна найду себе дорогу! (45) Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стекла, — и я увижу!

(В. М. Гаршин)

Определи, какие из перечисленных утверждений соответствуют действительности.

Выбери все верные варианты.

  • Предложения 3–4 поясняют и раскрывают содержание предложения 2
  • В предложении 31 представлено рассуждение
  • В предложениях 5–6 содержатся повествование и описание
  • Предложения 15–16 содержат рассуждение
  • В предложениях 22–23 представлено повествование

Среди предложений 18–23 найди одно или несколько таких, которые связаны с предыдущим с помощью союза и формы слова.

Запиши в поле ответа номера таких предложений: число или последовательность чисел без пробелов и запятых.

[ ]

Прочитай фрагмент рецензии, в котором рассмотрены языковые особенности приведённого текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Определи, какие термины из списка нужно поставить на место пропусков.

  1. Восклицательные предложения

  2. Эпитет

  3. Метонимия

  4. Анафора

  5. Олицетворение

  6. Фразеологизм

  7. Ряды однородных членов

  8. Риторические вопросы

  9. Сравнение

Запиши в каждое поле ответа номер подходящего термина (цифру).

В представленном фрагменте В. М. Гаршин описывает жизнь растений в оранжерее. Чтобы читатель мог понять их чувства, автор использует [ ] («растения завидовали», «пальма обиделась»). Особое внимание В. М. Гаршин уделяет отношению Attalea к оранжерее и к свободе: троп [ ] («к гадкой крыше» в предложении 5, «бледненьким небом» в предложении 7) позволяет читателю понять чувства пальмы. Силу и стремление пальмы выражают синтаксические средства — [ ] (предложения 44, 45) и [ ] (предложения 28, 43).