Прочитай текст и выполни задания.
(1) Над белою скатертью обеденного стопа горела шестнадцатисвечная лампа «Осрам». (2) Сидели за столом, как всегда, двое, дед и внук, инженер Заревой в серой тужурке и гимназист Дима в домашней красивой и лёгкой синей курточке, в коротких панталонах, с босыми ногами: он воспитывался по-спартански. (3) Разговаривали. (4) Пожилая горничная Христина, ухмылялась, слушая.
(5) — Если бы мне тебя, дедушка, не было жалко, я бы давно ушёл на войну, — сказал Дима.
(6) — Четырнадцатилетних не берут, — спокойно возразил дедушка. (7) — Мне шестьдесят лет, и меня в солдаты не возьмут. (8) Так-то, друг, старый да малый сиди дома. (9) Без нас воинов в России много, сильных, молодых, здоровых.
(10) — Нет, дедушка, — спорил Дима, — мне уж скоро пятнадцать. (11) На войне такие есть. (12) Иные мои сверстники отличиться успели. (13) Я ещё подумаю, подожду, да и поеду.
(14) — А тебя вернут с дороги, — говорил дед.
(15) — А я опять уеду, — отвечал Дима.
(16) Заспорили, стали горячиться.
(17) — Я тебя не пущу.
(18) — Да я сам убегу.
(19) — И думать не смей. Чуть что замечу, высеку.
(20) Дима улыбнулся и заговорил спокойно, убеждающим голосом:
(21) — Дедушка, я смерти не боюсь, и ран не боюсь, так разве мне от тебя будет что-нибудь страшно?
(22) — А вот высеку, так забоишься, — ворчливо сказал дед.
(23) — Дедушка, я — спартанец, — говорил Дима. (24) — Бояться мне нечего. (25) Если бы я чего-нибудь боялся, я бы сам себя презирал. (26) Ты на меня не сердись, милый дедушка, но я тебе прямо скажу, что меня дома не страх держит.
(27) — А что же? — спросил дед.
(28) — Да так, — всё думаю, — отвечал Дима. (29) — Буду ли полезен? (30) Не буду ли только помехой? (31) Посмотрю на себя в зеркало, — ростом мал, с лица мальчишка. (32) Патроны подавать? (33) Нет, лучше разведчиком быть, бойскаутом. (34) Если бы я в тех местах вырос, давно бы в деле был. (35) А в незнакомой местности... (36) Да нет, дедушка, уж ты не сердись, если я в одно прекрасное утро исчезну.
(37) Дед нахмурился и сердито сказал:
(38) — Да и ты, друг, не сердись, когда тебе от меня за эти разговоры достанется.
(39) Так часто перекорялись дед со внуком. (40) Редкий день не было такого спора. (41) Иногда кончались эти споры мирно, иногда большими неприятностями.
(42) Дима остался круглым сиротою по пятому году и вырос у деда. (43) Был он мальчик рассудительный, спокойный, сильный, здоровый. (44) Жажда приключений не томила его, может быть, потому, что дед мало стеснял его, и летом Дима жил вольною птицею.
(Ф. К. Сологуб)
Определи, какие из перечисленных утверждений соответствуют действительности.
Выбери все верные варианты.
- Предложения 6–7 содержат описание
- В предложениях 12–13 представлено повествование
- В предложениях 30–34 представлено рассуждение
- Предложения 39–40 поясняют, раскрывают содержание предложения 41
- В предложениях 1–4 содержатся повествование и описание
Среди предложений 1–7 найди одно или несколько таких, которые связаны с предыдущим с помощью формы слова.
Запиши в поле ответа номера таких предложений: число или последовательность чисел без пробелов и запятых.
[ ]
Прочитай фрагмент рецензии, в котором рассмотрены языковые особенности приведённого текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Определи, какие термины из списка нужно поставить на место пропусков.
Лексический повтор
Вопросительные предложения
Гипербола
Восклицательные предложения
Эпитет
Диалог
Метафора
Вопросно-ответная форма
Фразеологизм
Запиши в каждое поле ответа номер подходящего термина (цифру).
Ф. К. Сологуб в рассказе использует лексическое средство выразительности [ ] («вольною птицею» в предложении 44) и троп [ ] («милый дедушка» в предложении 26 и «воспитывался по-спартански» в предложении 2), которые позволяют ему точно описать жизнь мальчика у дедушки.
Серьёзность намерений мальчика автор выражает с помощью приёма [ ] («не боюсь» в предложении 21) и синтаксического средства [ ] (предложения 32–33).