Задание

Прочитай текст и выполни задания.

(1) И пальма гордо смотрела зелёной вершиной на лес товарищей, раскинутый под нею. (2) Никто из них не смел ничего сказать ей, только саговая пальма тихо сказала соседке-цикаде:

(3) — Ну, посмотрим, посмотрим, как тебе отрежут твою большую башку, чтобы ты не очень зазнавалась, гордячка!

(4) Остальные хоть и молчали, но всё-таки сердились на Attalea за её гордые слова. (5) Только одна маленькая травка не сердилась на пальму и не обиделась её речами. (6) Это была самая жалкая и презренная травка из всех растений оранжереи: рыхлая, бледненькая, ползучая, с вялыми толстенькими листьями. (7) В ней не было ничего замечательного, и она употреблялась в оранжерее только для того, чтобы закрывать голую землю. (8) Она обвивала собою подножие большой пальмы, слушала её, и ей казалось, что Attalea права. (9) Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. (10) Оранжерея и для неё была тюрьмой. (11) «Если я, ничтожная, вялая травка, так страдаю без своего серенького неба, без бледного солнца и холодного дождя, то что должно испытывать в неволе это прекрасное и могучее дерево! — так думала она и нежно обвивалась около пальмы и ласкалась к ней. (12) — Зачем я не большое дерево? (13) Я послушалась бы совета. (14) Мы росли бы вместе и вместе вышли бы на свободу. (15) Тогда и остальные увидели бы, что Attalea права».

(16) Но она была не большое дерево, а только маленькая и вялая травка. (17) Она могла только ещё нежнее обвиться около ствола Attalea и прошептать ей свою любовь и желание счастья в попытке.

(18) — Конечно, у нас вовсе не так тепло, небо не так чисто, дожди не так роскошны, как в вашей стране, но всё-таки и у нас есть и небо, и солнце, и ветер. (19) У нас нет таких пышных растений, как вы и ваши товарищи, с такими огромными листьями и прекрасными цветами, но и у нас растут очень хорошие деревья: сосны, ели и берёзы. (20) Я — маленькая травка и никогда не доберусь до свободы, но ведь вы так велики и сильны! (21) Ваш ствол твёрд, и вам уже недолго осталось расти до стеклянной крыши. (22) Вы пробьёте её и выйдете на божий свет. (23) Тогда вы расскажете мне, всё ли там так же прекрасно, как было. (24) Я буду довольна и этим.

(25) — Отчего же, маленькая травка, ты не хочешь выйти вместе со мною? (26) Мой ствол твёрд и крепок: опирайся на него, ползи по мне. (27) Мне ничего не значит снести тебя.

(28) — Нет уж, куда мне! (29) Посмотрите, какая я вялая и слабая: я не могу приподнять даже одной своей веточки. (30) Нет, я вам не товарищ. (31) Растите, будьте счастливы. (32) Только прошу вас, когда выйдете на свободу, вспоминайте иногда своего маленького друга!

(33) Тогда пальма принялась расти. (34) И прежде посетители оранжереи удивлялись её огромному росту, а она становилась с каждым месяцем выше и выше. (35) Директор ботанического сада приписывал такой быстрый рост хорошему уходу и гордился знанием, с каким он устроил оранжерею и вёл своё дело.

(36) — Да-с, взгляните-ка на Attalea princeps, — говорил он. (37) — Такие рослые экземпляры редко встречаются и в Бразилии. (38) Мы приложили всё наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха.

(39) При этом он с довольным видом похлопывал твёрдое дерево своею тростью, и удары звонко раздавались по оранжерее. (40) Листья пальмы вздрагивали от этих ударов. (41) О, если бы она могла стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!

(42) «Он воображает, что я расту для его удовольствия, — думала Attalea. (43) — Пусть воображает!..»

(44) И она росла, тратя все соки только на то, чтобы вытянуться, и лишая их свои корни и листья. (45) Иногда ей казалось, что расстояние до свода не уменьшается. (46) Тогда она напрягала все силы. (47) Рамы становились всё ближе и ближе, и наконец молодой лист коснулся холодного стекла и железа.

(В. М. Гаршин)

Определи, какие из перечисленных утверждений соответствуют действительности.

Выбери все верные варианты.

  • В предложении 4 представлено рассуждение
  • В предложениях 6–7 представлено описание
  • В предложениях 11–14 содержится рассуждение
  • Предложения 42–43 поясняют и раскрывают содержание предложения 41
  • В предложениях 33–35 представлено повествование

Среди предложений 3–7 найди одно или несколько таких, которые связаны с предыдущим с помощью личного местоимения.

Запиши в поле ответа номера таких предложений: число или последовательность чисел без пробелов и запятых.

[ ]

Прочитай фрагмент рецензии, в котором рассмотрены языковые особенности приведённого текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Определи, какие термины из списка нужно поставить на место пропусков.

  1. Восклицательные предложения

  2. Эпитет

  3. Лексический повтор

  4. Олицетворение

  5. Эпифора

  6. Фразеологизм

  7. Антитеза

  8. Риторические вопросы

  9. Ряды однородных членов

Запиши в каждое поле ответа номер подходящего термина (цифру).

В представленном фрагменте В. М. Гаршин описывает жизнь растений в оранжерее. Чтобы читатель мог понять их чувства, автор использует [ ] («пальма смотрела», «травка не сердилась»). Особое внимание В. М. Гаршин уделяет отношению Attalea и маленькой травки к оранжерее и к свободе. Троп [ ] «бледного солнца», «серенького неба» в предложении 11) позволяет читателю понять их чувства. Желание травки поддержать пальму выражает такой приём — [ ] («вместе» в предложении 14) и синтаксическое средство [ ] (предложения 11, 19).