Задание

Прочитай текст и выполни задания.

(1) Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. (2) Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. (3) Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. (4) Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. (5) Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. (6) Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. (7) Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней. (8) Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. (9) Иногда, зимой, стёкла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. (10) Крыша покрывалась наметённым снегом. (11) Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. (12) И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями. (12) Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. (13) Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съёживались и увядали.

(14) Но стёкла вставляли очень скоро. (15) Ботаническим садом управлял отличный учёный директор и не допускал никакого беспорядка, несмотря на то, что большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее.

(16) Была между растениями одна пальма, выше всех и красивее всех. (17) Директор, сидевший в будочке, называл её по-латыни Attalea. (18) Но это имя не было её родным именем: его придумали ботаники. (19) Родного имени ботаники не знали, и оно не было написано сажей на белой дощечке, прибитой к стволу пальмы. (20) Раз пришёл в ботанический сад приезжий из той жаркой страны, где выросла пальма; когда он увидел её, то улыбнулся, потому что она напомнила ему родину.

(21) — А! — сказал он. (22) — Я знаю это дерево. (23) — И он назвал его родным именем.

(24) — Извините, -— крикнул ему из своей будочки директор, в это время внимательно разрезывавший бритвою какой-то стебелёк, — вы ошибаетесь. (25) Такого дерева, какое вы изволили сказать, не существует. (26) Это — Attalea princeps, родом из Бразилии.

(27) — О да, — сказал бразильянец, — я вполне верю вам, что ботаники называют её — Attalea, но у неё есть и родное, настоящее имя.

(28) — Настоящее имя есть то, которое даётся наукой, — сухо сказал ботаник и запер дверь будочки, чтобы ему не мешали люди, не понимавшие даже того, что уж если что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться.

(29) А бразильянец долго стоял и смотрел на дерево, и ему становилось всё грустнее и грустнее. (30) Вспомнил он свою родину, её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами, её пустыни, её чудные южные ночи. (31) И вспомнил ещё, что нигде не бывал он счастлив, кроме родного края, а он объехал весь свет. (32) Он коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и ушёл из сада, а на другой день уже ехал на пароходе домой.

(В. М. Гаршин)

Определи, какие из перечисленных утверждений соответствуют действительности.

Выбери все верные варианты.

  • В предложении 32 представлено повествование
  • Предложения 4–7 содержат повествование и описание
  • Предложения 18 и 19 поясняют, раскрывают содержание предложения 17
  • В предложении 12 представлено описание
  • Предложение 20 содержит рассуждение

Среди предложений 15–20 найди одно или несколько таких, которые связаны с предыдущим с помощью форм слов и лексического повтора.

Запиши в поле ответа номера таких предложений: число или последовательность чисел без пробелов и запятых.

[ ]

Прочитай фрагмент рецензии, в котором рассмотрены языковые особенности приведённого текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Определи, какие термины из списка нужно поставить на место пропусков.

  1. Восклицательные предложения

  2. Эпитет

  3. Лексический повтор

  4. Олицетворение

  5. Эпифора

  6. Фразеологизм

  7. Антитеза

  8. Риторические вопросы

  9. Ряды однородных членов

Запиши в каждое поле ответа номер подходящего термина (цифру).

В представленном фрагменте В. М. Гаршин описывает оранжерею. Чтобы подробно рассказать о жизни растений, автор использует синтаксическое средство [ ] (предложения 4, 11) и троп [ ] («широкий простор» в предложении 6, «роскошные создания» в предложении 7). Автор также описывает чувства растений, используя [ ] («они помнили и тосковали», «растения вспоминали»). Даже посетитель оранжереи, увидев растения, вспомнил свою родину. [ ] («её» в предложении 30) позволил автору показать читателю чувства бразильянца.