Прочитай текст и выполни задания.
(1) Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. (2) Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. (3) Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. (4) Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. (5) Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. (6) Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. (7) Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней. (8) Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. (9) Иногда, зимой, стёкла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. (10) Крыша покрывалась наметённым снегом. (11) Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. (12) И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями. (12) Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. (13) Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съёживались и увядали.
(14) Но стёкла вставляли очень скоро. (15) Ботаническим садом управлял отличный учёный директор и не допускал никакого беспорядка, несмотря на то, что большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее.
(16) Была между растениями одна пальма, выше всех и красивее всех. (17) Директор, сидевший в будочке, называл её по-латыни Attalea. (18) Но это имя не было её родным именем: его придумали ботаники. (19) Родного имени ботаники не знали, и оно не было написано сажей на белой дощечке, прибитой к стволу пальмы. (20) Раз пришёл в ботанический сад приезжий из той жаркой страны, где выросла пальма; когда он увидел её, то улыбнулся, потому что она напомнила ему родину.
(21) — А! — сказал он. (22) — Я знаю это дерево. (23) — И он назвал его родным именем.
(24) — Извините, -— крикнул ему из своей будочки директор, в это время внимательно разрезывавший бритвою какой-то стебелёк, — вы ошибаетесь. (25) Такого дерева, какое вы изволили сказать, не существует. (26) Это — Attalea princeps, родом из Бразилии.
(27) — О да, — сказал бразильянец, — я вполне верю вам, что ботаники называют её — Attalea, но у неё есть и родное, настоящее имя.
(28) — Настоящее имя есть то, которое даётся наукой, — сухо сказал ботаник и запер дверь будочки, чтобы ему не мешали люди, не понимавшие даже того, что уж если что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться.
(29) А бразильянец долго стоял и смотрел на дерево, и ему становилось всё грустнее и грустнее. (30) Вспомнил он свою родину, её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами, её пустыни, её чудные южные ночи. (31) И вспомнил ещё, что нигде не бывал он счастлив, кроме родного края, а он объехал весь свет. (32) Он коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и ушёл из сада, а на другой день уже ехал на пароходе домой.
(В. М. Гаршин)
Определи, какие из перечисленных утверждений соответствуют действительности.
Выбери все верные варианты.
- В предложении 32 представлено повествование
- Предложения 4–7 содержат повествование и описание
- Предложения 18 и 19 поясняют, раскрывают содержание предложения 17
- В предложении 12 представлено описание
- Предложение 20 содержит рассуждение
Среди предложений 15–20 найди одно или несколько таких, которые связаны с предыдущим с помощью форм слов и лексического повтора.
Запиши в поле ответа номера таких предложений: число или последовательность чисел без пробелов и запятых.
[ ]
Прочитай фрагмент рецензии, в котором рассмотрены языковые особенности приведённого текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Определи, какие термины из списка нужно поставить на место пропусков.
Восклицательные предложения
Эпитет
Лексический повтор
Олицетворение
Эпифора
Фразеологизм
Антитеза
Риторические вопросы
Ряды однородных членов
Запиши в каждое поле ответа номер подходящего термина (цифру).
В представленном фрагменте В. М. Гаршин описывает оранжерею. Чтобы подробно рассказать о жизни растений, автор использует синтаксическое средство [ ] (предложения 4, 11) и троп [ ] («широкий простор» в предложении 6, «роскошные создания» в предложении 7). Автор также описывает чувства растений, используя [ ] («они помнили и тосковали», «растения вспоминали»). Даже посетитель оранжереи, увидев растения, вспомнил свою родину. [ ] («её» в предложении 30) позволил автору показать читателю чувства бразильянца.