Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

Позвольте мне, милостивые государи, обратиться исключительно к будущим читателям; не новое хочу я им сказать, а повторить известные всем вам мысли о том, что такое книга.

Отец передаёт сыну опыт, приобретённый дорогими трудами, <...> дар, для того чтоб избавить его от труда уже совершённого. Точно так поступали целые племена; так составились на Востоке эти предания, имеющие силу закона: одно поколение передавало свой опыт другому; это другое, уходя, прибавляло к нему результат своей жизни, и вот составилась система правил, истин, замечаний, на которую новое поколение опирается как на предыдущий факт и который хранит твёрдо в душе своей как драгоценное отцовское наследие. Этот предыдущий факт, этот-то опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга. Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она — программа будущего. Итак, будем уважать книгу! Это — мысль человека, получившая относительную самобытность, это — след, который он оставил при переходе в другую жизнь.

(По А. И. Герцену)

1. Самостоятельно подбери простой сравнительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши этот союз.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

  1. ЦЕЛЫЙ. Весь, полный, сохранившийся без повреждений. Откусить часть от целого яблока.

  2. ОПЫТ. Создание чего-либо экспериментальным путём с целью изучения, испытания. Поставить химический опыт.

  3. СОВЕТ. Высказанное кем-либо наставление по поводу того, как поступить в той или иной ситуации. Следовать советам стоматолога.

  4. СОСТАВИТЬ. Переместить что-либо, поставив рядом или разместив в одном месте. Составить стулья к столу.

  5. СЛЕД. Остаток чего-либо, сохранившийся признак чего-либо. Оставить след в науке.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. Жанр текста — публичная речь: автор обращается к широкой аудитории с целью призвать к действию.

  2. Эмоциональное воздействие на синтаксическом уровне достигается благодаря использованию повторов, обращения, восклицательного предложения.

  3. Текст относится к публицистическому стилю речи, так как задача автора — поделиться социально значимой мыслью о важности книг в жизни людей.

  4. Явления, описываемые в тексте, предстают в хронологической последовательности; функционально-смысловой тип речи — повествование.

  5. Текст отличается сдержанностью, сухостью, строгостью тона, безоценочностью.

[ ]