Прочитай текст и выполни задания 1–3.
Антон Павлович Чехов с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдёргивал сорные травы из клумб. А какое бывало торжество, <...> среди летней засухи наконец шёл дождь, наполнявший водою запасные глиняные цистерны!
Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:
— Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли? — прибавлял он вдруг с серьёзным лицом, тоном глубокой веры. — Знаете ли, через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.
Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. Как часто, должно быть, думал он о будущем счастии человечества, когда, по утрам, один, молчаливо подрезывал свои розы, ещё влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. И сколько было в этой мысли кроткого, мудрого и покорного самозабвения!
(По А. И. Куприну)
1. Самостоятельно подбери подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запиши этот подчинительный союз.
[ ]
2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.
СОЗНАНИЕ. Ясное понимание, осознание чего-либо, мысль, чувство, ощущение чего-либо. Сознание своей ответственности.
ДИЧЬ. Дикие животные как предмет охоты. Пернатая дичь.
ОБРАТИТЬСЯ. То же, что «превратиться». Поменять вид, перейти в другое состояние. Снег обратился в воду.
ПОСЛЕДНИЙ. Книжн. Только что упомянутый. К доске вызвали Петра, Ивана и Дмитрия, но последний отказался отвечать.
МОЛОДОЙ. Продукт брожения, приготовленный недавно, не имеющий достаточной крепости. Молодой сидр.
[ ]
3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.
Описывая отношение А. П. Чехова к саду, автор использует преимущественно слова и выражения с положительной эмоциональной окраской (заботливо, торжество, хлопотливая любовь, внимательно).
Выразительность изложения достигается включением эпитетов (ревнивая любовь, хлопотливая любовь, мощное и мудрое сознание, нелепые овраги, глубокая вера, задушевные мысли, лелеемые мысли; кроткое, мудрое и покорное самозабвение).
Несмотря на то что автор делится собственными наблюдениями, текст не выражает личного отношения автора к размышлениям А. П. Чехова о красоте грядущей жизни.
Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как автор размышляет об отношении А. П. Чехова к своему саду.
Текст написан в разговорном стиле, так как автор передаёт фрагмент беседы с А. П. Чеховым.
[ ]