Прочитай текст и выполни задания 1–3. Антон Павлович Чехов с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдёргивал сорные травы из клумб. А какое бывало торжество, <...> среди летней засухи наконец шёл дождь, наполнявший водою запасные глиняные цистерны! Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами: — Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли? — прибавлял он вдруг с серьёзным лицом, тоном глубокой веры. — Знаете ли, через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна. Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. Как часто, должно быть, думал он о будущем счастии человечества, когда, по утрам, один, молчаливо подрезывал свои розы, ещё влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. И сколько было в этой мысли кроткого, мудрого и покорного самозабвения! (По А. И. Куприну) 1. Самостоятельно подбери подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запиши этот подчинительный союз. 2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов. 1) СОЗНАНИЕ. Ясное понимание, осознание чего-либо, мысль, чувство, ощущение чего-либо. Сознание своей ответственности. 2) ДИЧЬ. Дикие животные как предмет охоты. Пернатая дичь. 3) ОБРАТИТЬСЯ. То же, что «превратиться». Поменять вид, перейти в другое состояние. Снег обратился в воду. 4) ПОСЛЕДНИЙ. Книжн. Только что упомянутый. К доске вызвали Петра, Ивана и Дмитрия, но последний отказался отвечать. 5) МОЛОДОЙ. Продукт брожения, приготовленный недавно, не имеющий достаточной крепости. Молодой сидр. 3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов. 1) Описывая отношение А. П. Чехова к саду, автор использует преимущественно слова и выражения с положительной эмоциональной окраской (заботливо, торжество, хлопотливая любовь, внимательно). 2) Выразительность изложения достигается включением эпитетов (ревнивая любовь, хлопотливая любовь, мощное и мудрое сознание, нелепые овраги, глубокая вера, задушевные мысли, лелеемые мысли; кроткое, мудрое и покорное самозабвение). 3) Несмотря на то что автор делится собственными наблюдениями, текст не выражает личного отношения автора к размышлениям А. П. Чехова о красоте грядущей жизни. 4) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как автор размышляет об отношении А. П. Чехова к своему саду. 5) Текст написан в разговорном стиле, так как автор передаёт фрагмент беседы с А. П. Чеховым.
Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

Антон Павлович Чехов с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдёргивал сорные травы из клумб. А какое бывало торжество, <...> среди летней засухи наконец шёл дождь, наполнявший водою запасные глиняные цистерны!

Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:

— Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли? — прибавлял он вдруг с серьёзным лицом, тоном глубокой веры. — Знаете ли, через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.

Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. Как часто, должно быть, думал он о будущем счастии человечества, когда, по утрам, один, молчаливо подрезывал свои розы, ещё влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. И сколько было в этой мысли кроткого, мудрого и покорного самозабвения!

(По А. И. Куприну)

1. Самостоятельно подбери подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запиши этот подчинительный союз.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

  1. СОЗНАНИЕ. Ясное понимание, осознание чего-либо, мысль, чувство, ощущение чего-либо. Сознание своей ответственности.

  2. ДИЧЬ. Дикие животные как предмет охоты. Пернатая дичь.

  3. ОБРАТИТЬСЯ. То же, что «превратиться». Поменять вид, перейти в другое состояние. Снег обратился в воду.

  4. ПОСЛЕДНИЙ. Книжн. Только что упомянутый. К доске вызвали Петра, Ивана и Дмитрия, но последний отказался отвечать.

  5. МОЛОДОЙ. Продукт брожения, приготовленный недавно, не имеющий достаточной крепости. Молодой сидр.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. Описывая отношение А. П. Чехова к саду, автор использует преимущественно слова и выражения с положительной эмоциональной окраской (заботливо, торжество, хлопотливая любовь, внимательно).

  2. Выразительность изложения достигается включением эпитетов (ревнивая любовь, хлопотливая любовь, мощное и мудрое сознание, нелепые овраги, глубокая вера, задушевные мысли, лелеемые мысли; кроткое, мудрое и покорное самозабвение).

  3. Несмотря на то что автор делится собственными наблюдениями, текст не выражает личного отношения автора к размышлениям А. П. Чехова о красоте грядущей жизни.

  4. Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как автор размышляет об отношении А. П. Чехова к своему саду.

  5. Текст написан в разговорном стиле, так как автор передаёт фрагмент беседы с А. П. Чеховым.

[ ]