Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

В России очень изощрённо и сочувственно воспринимают все красоты, все тонкости французской литературы. Не однажды у нас прозревали исключительность французского писателя раньше, чем он был признан у себя. И что же! Даже в России вы с трудом найдёте человека, <...> правильно понимал бы Рабле.

Причина, почему Щедрина не совсем легко понять иностранцу, заключается, если воспользоваться его собственным выражением, в его совершенно особом «эзоповском языке», которым он принуждён был пользоваться. Не нужно забывать, что Щедрин писал в железных тисках русской цензуры. Если он садился за свой письменный стол, едва он только опускал перо в чернильницу и располагался писать, как тотчас ему представлялся красный карандаш цензора, угрожающе занесённый над его рукописью.

Долгой практикой Щедрин выработал невероятную ловкость в уменье избегать штрихов этого страшного карандаша. Трагический смех, которому он охотно придавал характер простонародного издевательства, не раз прикрывал его дерзкие выходки, и благодаря этому скрытому смыслу, часто, впрочем, весьма явному, умел он маскировать свою мысль. Ничего не говоря явно, он заставлял всё понять.

Но какова бы ни была ловкость писателя, такая манера письма невозможна, если читатель не получил совершенно особой подготовки. Поразительно, как умеют читать между строк в России! Нечто вроде незримого единения и таинственного понимания установилось между публикой и любимым автором.

(По С. В. Ковалевской)

1. Самостоятельно подбери союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запиши это союзное слово.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

  1. ЗАКЛЮЧАТЬСЯ. Заканчиваться, завершаться. Праздник завершается салютом.

  2. ОСОБЫЙ. Отличающийся от других; особенный; не такой, как все. Особая ситуация.

  3. ПЕРО. Плавник у рыбы. Перо окуня.

  4. ПРАКТИКА. Систематические занятия чем-либо с целью получения необходимого опыта. Чтобы научиться применять правило, нужна практика.

  5. ПИСЬМО. Написанный текст, посылаемый кому-либо в целях передачи какой-либо информации. Письмо отцу.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. Цель автора текста — изложение научной информации о манере письма М. Е. Салтыкова-Щедрина.

  2. Автор использует различные средства выразительности: метафору (железные тиски русской цензуры), эпитеты (страшный карандаш, трагический смех, дерзкие выходки), фразеологизм (эзопов язык).

  3. Текст рассчитан на широкую аудиторию, написан понятным, доступным языком, автор выражает свою точку зрения; текст относится к разговорному стилю речи.

  4. Синтаксические средства выразительности (восклицательные предложения, ряды однородных членов, обособленные члены, вводное слово) передают эмоциональность автора.

  5. В предложениях Долгой практикой Щедрин выработал невероятную ловкость в уменье избегать штрихов этого страшного карандаша и Ничего не говоря явно, он заставлял всё понять передано отношение автора текста к мастерству М. Е. Салтыкова-Щедрина.

[ ]