Прочитай текст и выполни задания 1–3.
Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я глядел кругом и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному <...> шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не весёлый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, берёзы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
(По И. С. Тургеневу)
1. Самостоятельно подбери притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запиши это местоимение.
[ ]
2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.
ЯСНЫЙ. Убедительный, логичный, стройный, чёткий. Ясное умозаключение.
СЛАБЫЙ. Малый, незначительный по степени проявления. Слабый напор воды.
ПРИНИМАТЬ. Приобретать названный вид, свойство или качество. Принимать грозный вид.
ЛУЧ. Спец. Направленный поток частиц энергии. Линия, которая определяет направление такого потока. Электромагнитные лучи.
ДОЖДЬ. Перен. О чём-либо падающем или сыплющемся в большом количестве. Мячи сыплются дождём.
[ ]
3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.
Выразительность изложения достигается включением олицетворений (трепет весны, шушуканье весны, говор лета, лепетанье осени, всё улыбнулось), сравнений (как прекрасный глаз, как только что выпавший снег), эпитетов (рыхлые облака, весёлый трепет, мягкое шушуканье, долгий говор, нежный отблеск), цветописи (белые облака, лазурь, червонное золото) и др.
Жанр текста — репортаж, так как задача автора — поделиться своими впечатлениями по поводу наступающей осени.
Явления, описываемые в тексте, предстают в хронологической последовательности; функционально-смысловой тип речи — повествование.
Текст относится к художественному стилю.
Синтаксические средства выразительности (обособленные члены предложения, ряды однородных членов предложения, уточняющие конструкции), антонимы (не трепет, не шушуканье, не говор, не лепетанье, а болтовня) помогают образно передать состояние природы.
[ ]