Прочитай текст и выполни задания 1–3.
Основателем науки о языке был учёный Франц Бопп (1791–1867), доказавший родство индоевропейских языков и положивший начало их сравнительному изучению своей «Сравнительной грамматикой». Одновременно с Боппом Яков Гримм (1785–1863) начал историческое изучение языка в применении к <...> из ветвей индоевропейской семьи и написал «Немецкую грамматику» всех германских языков. Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) способствовал разработке и правильной постановке общих вопросов относительно природы языка и его строя; его сочинение — «О различии строения человеческих языков и о влиянии этого различия на духовное развитие человечества». Первыми представителями сравнительно-исторического изучения языка в России были Ф. И. Буслаев (1818–1897), главнейший труд которого — «Историческая грамматика русского языка», и И. И. Срезневский (1810–1880), написавший «Мысли об истории русского языка». А. А. Потебня (1835–1891) был выдающийся лингвист-мыслитель и положил основы научному изучению русского синтаксиса своим трудом «Из записок по русской грамматике».
Очень крупной и самостоятельной величиной в лингвистике был русский учёный Ф. Ф. Фортунатов (1848–1914), основатель целой школы лингвистов, положивший, между прочим, и начало преподаванию в России этой науки (в Москве) одновременно с другим лингвистом И. А. Бодуэном де Куртенэ, преподававшим в Казани.
(По Д. Н. Ушакову)
1. Самостоятельно подбери количественное числительное, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши это числительное.
[ ]
2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.
РОДСТВО. Связь между людьми, обусловленная наличием общих предков, а также брачными связями. Близкое родство.
ВЕТВЬ. Отдельная линия какого-либо родства. Выделяют западную, восточную и южную ветви славянских языков.
ПОСТАНОВКА. Представление, спектакль. Театральная постановка.
СТРОЙ. Шеренга. Встать в строй на физкультуре.
КРУПНЫЙ. Сильный по влиянию на что-либо. Крупный политолог.
[ ]
3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.
Текст относится к официально-деловому стилю речи: он лишён эмоциональности, авторское я в тексте отсутствует, материал излагается сжато.
В тексте ключевую роль играет эмоциональность автора, которая передаётся с помощью эпитетов (германские языки, главнейший труд, выдающийся лингвист-мыслитель, крупная и самостоятельная величина, целая школа).
Автор включает в текст точные фактические данные (фамилии учёных, годы их жизни, названия научных трудов), благодаря чему информация представляется более достоверной и убедительной.
Текст ориентирован на специалистов в соответствующей научной сфере, поэтому характеризуется глубиной изложения информации, обилием терминов (индоевропейские языки, сравнительная грамматика, ветви индоевропейской семьи, сравнительно-историческое изучение языка, русский синтаксис).
В тексте встречаются простые осложнённые и сложные (бессоюзные, сложноподчинённые) предложения.
[ ]