Прочитай текст и выполни задания 1–3. Зима в Седых Горах была суровой и неприветливой. Морозные ветры пронзали скалы, завывая между острых пиков, словно мифические духи. Снежный саван укрывал уснувшую землю, и казалось, что никогда уже не родится из неё ни травинки, ни ростка. В деревушке, затерявшейся между гор, немногочисленные жители боролись с холодом и голодом. В одном из домиков, стоявших на краю деревни, жила старая женщина по имени Елена. Её волосы, такие же белые, как снег, свидетельствовали о долгой и трудной жизни. Елена любила сидеть у камина, сложив руки на коленях, и любоваться всполохами огня. Глядя на него, женщина вспоминала времена, когда солнце ярко светило и вместо снега земля была устлана красивыми цветами и душистыми травами. <...> воспоминания давали Елене силы прожить ещё один день, чтобы дождаться лета. Но вот поленница опустела, а на улице, как назло, бушевала страшная метель... Погода становилась всё хуже. Елена уже отчаялась — как вдруг кто-то постучал в её дверь. Это был юноша, сын соседей. Он принёс корзину дров, которую его родители послали для Елены. Женщина улыбнулась, поблагодарила за дар и тут же разожгла камин. Медленно разгоравшийся огонь наполнял светом и теплом маленький дом, а добро и надежда согревали сердце в эту холодную зимнюю ночь. 1. Самостоятельно подбери указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запиши это местоимение. 2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов. 1) СУРОВЫЙ. Тяжёлый, полный трудностей. Суровая доля. 2) УКРЫВАТЬ. Покрывать плотно, со всех сторон. Укрывать ребёнка одеялом. 3) ЗЕМЛЯ. Территория, находящаяся в чьём-либо владении. Крестьянская земля. 4) СТРАШНЫЙ. Безобразный на вид. Страшный бродяга. 5) ДАР. Способность, талант. Дар музыканта. 3.Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов. 1) Главная функция этого текста — эстетическая, то есть выражение мыслей, чувств автора и формирование у читателя эмоционального отклика. 2) Этот текст обладает такими чертами, как однозначность, точность, объективность, стандартность. 3) Большинство слов в тексте (неприветливой, не родится, опустелаи др.) употреблены в прямом лексическом значении. 4) Текст можно отнести к жанру репортажа. 5) В тексте используются такие средства выразительности, как метафора (снежный саван укрывал землю; добро и надежда согревали сердца) и сравнение (словно мифические духи; как снег).
Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

Зима в Седых Горах была суровой и неприветливой. Морозные ветры пронзали скалы, завывая между острых пиков, словно мифические духи. Снежный саван укрывал уснувшую землю, и казалось, что никогда уже не родится из неё ни травинки, ни ростка. В деревушке, затерявшейся между гор, немногочисленные жители боролись с холодом и голодом.

В одном из домиков, стоявших на краю деревни, жила старая женщина по имени Елена. Её волосы, такие же белые, как снег, свидетельствовали о долгой и трудной жизни. Елена любила сидеть у камина, сложив руки на коленях, и любоваться всполохами огня. Глядя на него, женщина вспоминала времена, когда солнце ярко светило и вместо снега земля была устлана красивыми цветами и душистыми травами. <...> воспоминания давали Елене силы прожить ещё один день, чтобы дождаться лета. Но вот поленница опустела, а на улице, как назло, бушевала страшная метель...

Погода становилась всё хуже. Елена уже отчаялась — как вдруг кто-то постучал в её дверь. Это был юноша, сын соседей. Он принёс корзину дров, которую его родители послали для Елены. Женщина улыбнулась, поблагодарила за дар и тут же разожгла камин. Медленно разгоравшийся огонь наполнял светом и теплом маленький дом, а добро и надежда согревали сердце в эту холодную зимнюю ночь.

1. Самостоятельно подбери указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запиши это местоимение.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

  1. СУРОВЫЙ. Тяжёлый, полный трудностей. Суровая доля.

  2. УКРЫВАТЬ. Покрывать плотно, со всех сторон. Укрывать ребёнка одеялом.

  3. ЗЕМЛЯ. Территория, находящаяся в чьём-либо владении. Крестьянская земля.

  4. СТРАШНЫЙ. Безобразный на вид. Страшный бродяга.

  5. ДАР. Способность, талант. Дар музыканта.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. Главная функция этого текста — эстетическая, то есть выражение мыслей, чувств автора и формирование у читателя эмоционального отклика.

  2. Этот текст обладает такими чертами, как однозначность, точность, объективность, стандартность.

  3. Большинство слов в тексте (неприветливой, не родится, опустела и др.) употреблены в прямом лексическом значении.

  4. Текст можно отнести к жанру репортажа.

  5. В тексте используются такие средства выразительности, как метафора (снежный саван укрывал землю; добро и надежда согревали сердца) и сравнение (словно мифические духи; как снег).

[ ]