Задание
Будучи явлением календарной словесности, святочный рассказ крепко связан со своими праздниками, их культурным обиходом и идейной проблематикой, что препятствует изменениям в нём, его развитию, как того требуют литературные нормы нового времени.
Перед автором имеется некоторый «склад» персонажей и заданный набор сюжетных ходов, которые и используются им более или менее виртуозно, в зависимости от его комбинаторных способностей. Литературный жанр святочного рассказа живёт по законам фольклорной и ритуальной «эстетики тождества», ориентируясь на канон и штамп − устойчивый комплекс стилистических, сюжетных и тематических элементов, переход которых из текста в текст не только не вызывает раздражения у читателя, но, доставляет ему удовольствие.
Изучение таких рассказов необходимо по ряду причин.
Они непосредственно и зримо, ввиду обнажённости приёмов, демонстрируют способы усвоения литературой фольклорных сюжетов. Уже являясь литературой, но продолжая при этом выполнять функцию фольклора, состоящую в воздействии на читателя всей атмосферой своего художественного мира, построенного на мифологических представлениях, такие рассказы занимают промежуточное положение между устной и письменной традицией.
Во-вторых, такие рассказы составляют тот литературный массив, который называется массовой беллетристикой. Они служили основным и постоянным «чтивом» русского рядового читателя, который на них воспитывался и формировал свой художественный вкус.
И наконец, в-третьих, святочные рассказы представляют собой образцы почти совсем не изученной календарной словесности − особого рода текстов, потребление которых приурочивается к определённому календарному времени, когда только и оказывается возможным их, так сказать, терапевтическое воздействие на читателя.
(По Е. В. Душечкиной)
Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Номера ответов запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых.
1) Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя, слушателя и достигается за счёт использования оценочных слов и выражений, как явных, так и неявных, привлекающих внимание заголовков и иных выносных элементов текста.
2) Вводные слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «наконец» указывают на последовательность мыслей и играют важную роль в построении текста-рассуждения.
3) Такие особенности речи, как логичность, аргументированность, смысловая точность, а также информационная насыщенность, позволяют отнести данный текст к научному стилю речи.
4) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует тропы, например, эпитеты (святочный рассказ, устойчивый комплекс, мифологические представления).
5) Лексические особенности текста связаны с употреблением литературоведческих терминов (идейная проблематика, сюжетный ход, литературный жанр, стилистические элементы).