Задание

Использование частей тела в качестве опоры для счёта типично для многих языков. Однокоренными для числительного «пять» часто являются слова, обозначающие руку, ладонь или кулак. Так, русское слово пять этимологически родственно слову пясть, которое в древнерусском языке обозначало «кисть руки, кулак».

В языках телефоль и оксапмин в Папуа − Новой Гвинее используется двадцатисемеричная система счёта. Счёт начинается с большого пальца правой руки, последовательно пересчитываются все пальцы, запястье, нижняя часть руки, плечо, шея, ухо, глаз, так мы доходим до носа − это четырнадцать. А дальше счёт продолжается сверху вниз. Локоть на правой руке символизирует «восемь», а с каким числительным связан локоть на левой руке? Ориентируясь на привычную нам систему симметричных координат, мы бы сказали: «Раз это восемь, то прибавляем ещё восемь, потому что это симметричный орган, и ещё единицу, потому что нос − это непарный орган, который является вершиной счёта, получаем 17». Но в языке оксапмин по правой руке счёт ведётся снизу вверх, а по левой – сверху вниз. Получается, что локоть левой руки – это обозначение числительного «двадцать».

А теперь представим, что рыбак, говорящий на языке оксапмин, возвращается с рыбалки, жена его спрашивает: «Сколько рыбы ты сегодня наловил?» Он в ответ показывает ей большой палец левой руки. Сколько это будет?

Наиболее вероятным ответом для нас будет двадцать семь, так как мы рассуждали бы следующим образом: если счёт начинается с большого пальца, то большим пальцем он должен и заканчиваться. Но в языке оксапмин счёт начинается с большого пальца правой руки, а заканчивается мизинцем на левой руке.

Следующий круг счёта идёт в обратную сторону, то есть продолжается по левой стороне и затем переходит на правую сторону, поэтому одна и та же часть тела каждый раз обозначает разное количество.

(По Н. Кошкарёвой)

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Номера ответов запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых.

1) Текст относится к научному стилю речи, поскольку рассчитан на узкий круг специалистов.

2) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование.

3) Приведённый текст по жанру может быть определён как статья, фрагмент лекции, реферата или доклада.

4) Цель текста  – популяризация научных знаний, так как в нём идёт речь об использовании частей тела в качестве опоры для счёта в различных языках, поэтому имеет место перевод книжного, узкоспециального текста в общедоступную форму.

5) Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность: часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковом словаре имеют помету «разговорное» (этимологически, координат, симметричных).