Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

Я проходил по улице… Меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… И протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущённый, я крепко пожал <...> грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

(По И. С. Тургеневу)

1. Самостоятельно подбери указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в середине текста. Запиши это местоимение.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

1) ГРЯЗНЫЙ. Покрытый грязью, содержащий грязь*;* запачканный, нечистый. Грязная посуда.

2) МЫЧАТЬ. Издавать протяжные звуки типа му-у (о быках, коровах, буйволах и некоторых других животных). Жалобно мычит телёнок.

3) ПОТЕРЯННЫЙ. Расстроенный и растерянный. Стоял потерянный.

  1. ТРЕПЕТНЫЙ. Колеблющийся, дрожащий; легко приходящий в дрожание, трепет. Трепетные ресницы.

5) ПРОШАМКАТЬ. Разг. Проговорить невнятно из-за отсутствия зубов. Прошамкал что-то невнятное.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. Текст отличается официальностью тона, точностью сообщаемой информации и бесстрастностью.

  2. В тексте представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение.

  3. Выразительность текста на синтаксическом уровне достигается благодаря рядам однородных членов, лексическому повтору, восклицательному предложению.

  4. Приведённый текст по жанру может быть определён как статья, фрагмент лекции, реферата или доклада.

  5. Чтобы эффективно воздействовать на воображение и чувства читателя, автор использует метафору (О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!), эпитеты (посинелые губы, шершавые лохмотья), метонимию (его синие губы усмехнулись).

[ ]