Задание

Прочитай текст и выполни задания 13.

Омонимы, как подчёркивают учёные, представляют собой разные слова, а не значения. Например, А. А. Реформатский даёт определение омонимам как «разным словам, имеющим одинаковый звуковой состав». Так, следующие единицы всеми признаются омонимами вследствие отсутствия совпадающих сем: лук 1 «огородное растение, овощ» и лук 2 «ручное оружие для метания стрел». Поскольку <…> пришли в язык разным путём, определение их как омонимов не подвергается сомнению.

Несколько сложнее обстоит дело с выделением так называемых лексико-грамматических омонимов. Это слова, которые совпадают в звучании и написании не во всех грамматических конфигурациях, например, «три» как число и «три» как повелительная форма глагола «тереть». В. В. Виноградов не считает правомерным отнесение таких единиц к омонимам, и его поддерживают многие учёные.

Также дискуссионным остаётся вопрос, считать ли омонимами слова, которые когда-то были значениями одной лексемы. В. И. Абаев, противопоставляя омонимию многозначности, писал, что «за омонимией ...ничего не скрывается, кроме игры случая», поэтому «познавательный ...интерес омонимии ничтожен». Значит, изучать омонимию, не рассматривая расщепление значений слова на самостоятельные лексемы, вообще нет смысла: случайное совпадение в звучании не представляет подлинного интереса для учёных. Поэтому многие признают омонимами слова, возникшие в результате «распада полисемии».

1. Самостоятельно подбери личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запиши это местоимение.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

1) ПОДЧЁРКИВАТЬ. Проводить черту под буквой, словом, текстом и т. п. Подчёркивать ошибки.

2) ЕДИНИЦА. Самая низкая оценка успеваемости в пятибалльной системе, означающая очень плохой результат. Получить единицу.

3) СЧИТАТЬ. Расценивать, воспринимать каким-либо образом. Считать кого-либо счастливым.

  1. ПОДДЕРЖИВАТЬ. Выражать своё одобрение, соглашаться с чем-либо, защищать чьи-то взгляды, присоединяться к кому-либо. Поддерживать предложение.

5) ИГРА. Набор предметов, предназначенных для проведения досуга. Настольные игры.

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. На лексическом уровне привлекают внимание термины — слова, раскрывающие научные понятия.

  2. Характерным признаком такого типа речи, как рассуждение, является в тексте наличие вводных слов (например, так, значит).

  3. На принадлежность к письменной речи указывают в тексте производные предлоги (вследствие, в результате), деепричастия (противопоставляя, рассматривая), причастия (возникшие, имеющим).

  4. Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя и достигается благодаря использованию привлекающих внимание заголовков и иных выносных элементов текста.

  5. С целью воздействия на читателя в тексте используются такие средства выразительности, как метафора, эпитет, ирония.

[ ]