В задании перед Вами несколько работ Леонардо да Винчи \(1452–1519\), которые хранятся в Лувре, и несколько текстов искусствоведов Э. Гомбриха, Н. Дмитриевой, Е. Якимович, посвящённых этим работам. Посмотрите на картины Леонардо.
Внимательно прочитайте тексты. Подумайте и ответьте, о какой картине в каждом из текстов размышляют искусствоведы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
<Эта картина> – одна из первых живописных работ Леонардо. Контракт с художником заключило Братство Непорочного зачатия – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Вместо формальной торжественной застывшей композиции Леонардо создаёт свободно развёрнутую в пространстве, пластичную группу в форме пирамиды – своей любимой фигуры – и таким образом нарушает традицию, по которой алтарная картина должна была включать Марию с младенцем, пророков и ангелов. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Вот коленопреклонённая Мария представляет Иоанна Крестителя младенцу Христу, который поднимает руку в благословляющем жесте. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает < картину> менее официальной и более камерной.
Нарушение традиции заключается ещё и в том, что на картине изображена сцена, отсутствующая в канонических Евангелиях, но известная по апокрифам.< …>
Как и его предшественники, Леонардо тщательно выписывает детали – он прекрасно разбирается в геологии и ботанике, – и мы можем определить разновидности цветов и породы скал. Одновременно в картине есть характерные только для Леонардо воздух и глубина, которых удалось добиться с помощью приёма сфумато. Уходя от условности и плоскостности, показывая объёмные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к <своим следующим произведениям>.