Задание
Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно всё. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, весёлая или коварная, юная или зрелая? Модель не статична – она спокойно сидит, но развёрнута в пространстве: ноги в одну сторону, торс в другую, голова и взгляд направлены в разные стороны. Сфумато передаёт мимолётную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, лёгкая улыбка). Намеренная неясность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о её характере и эмоциях. Невозможно понять, о чём она думает и что чувствует, но несомненно, что это лицо отражает глубокую внутреннюю жизнь. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии, и его лёгкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создаёт «подвижность внутри покоя».
Именно эта сложность и неоднозначность – большое открытие Леонардо. Как настоящий психолог, он ставит эксперимент над зрителем, предлагая проективный тест, который нельзя пройти единственно правильным образом.