Задание

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых.

Существует ли возможность влиять на речь? Оценивая нынешний потенциал телевидения и радио, можно не сомневаться, что рычаги воздействия имеются. Допустимо ли эти рычаги использовать? Думаю, да. Ведь пресловутое воздействие на наше сознание уже осуществляется — с той интенсивностью, на которую только способны электронные СМИ. Никогда ещё новая лексика не распространялась с такой скоростью. Именно поэтому мы должны быть вдвойне осторожны, прежде чем выпускать на свет Божий и тиражировать очередное непроизносимое слово. То воздействие, о котором говорю я, скорее — противодействие.

Контроль официальной речи выполнял бы роль фильтра, выводящего из информационного потока отравляющие наш язык «вещества». Пусть новые слова поборются за существование в частной речи. Зачем же сразу предоставлять им трибуну, на которой они автоматически обретают качества нормы и образца? Пусть пройдут проверку на прочность в Интернете, который всегда будет сферой абсолютной свободы, в том числе — грамматической. И если недавно возникший на телеэкранах «фишер» докажет свою жизнеспособность в частной речи, появится смысл обсудить, целесообразна ли замена им «рыбака».

(По эссе Е. Водолазкина «Нужна ли языку защита?»)

1) Цель автора — привлечь внимание широкого круга читателей к злободневной теме, что является явным признаком языка художественной литературы.

2) В тексте используются элементы такого функционально-смыслового типа речи, как рассуждение.

3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте встречаются физические термины. Можно выделить тематическую группу слов: потенциал, рычаг, воздействие, скорость, фильтр, поток.

4) Текст содержит предложения с различными осложняющими конструкциями (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; обособленное определение, выраженное причастным оборотом; вводное слово; присоединительный член предложения).

5) В тексте особую роль играет эмоциональность автора, которая обеспечивается использованием изобразительно-выразительных средств языка, в том числе риторических вопросов.