Задание

Прочитайте текст. Выберите поочередно карточки и выполните задания в них

Стилистические функции слов автора

(1) Не только прямая речь, но и вводящие её слова автора могут играть экспрессивную роль, служить выразительным средством в общей конструкции, объединяющей слова автора и чужое высказывание. (2) Помимо непосредственного указания на самый факт чужой речи и попутного сообщения, при каких обстоятельствах она была произнесена, к кому была обращена, слова автора могутсодержать её оценку, характеристику действующего лица, отношение к нему автора и т. д.

(3) Уже самый выбор глагола речи-мысли, который обычно включается в предложение, вводящее прямуюречь, открывает большие стилистические возможности (ср.: нейтр. сказал, книжн.-ритор. возвестил, прост. буркнул). (4) Синонимия этих глаголов охотно используется писателями не только для устранения однообразия в рассматриваемой конструкции, но и для более выразительной передачи смысловых и изобразительных оттенков, характеризующих ситуацию зарождения прямой речи. (5) Так, у М. Горького в романе «Мать» для указанной цели использовано свыше 30 синонимов. (6) Разнообразие синонимов можно отметить в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др., современных писателей.

(7) В синонимический ряд наряду с глаголом речи-мысли можно также включить сочетания: послышался шёпот, раздавались восклицания, мелькнула мысль, доносился голос и т. п.

(8) Нередко вместо глаголов речи-мысли или приведённых выше сочетаний для введения прямой речи используются глаголы и словосочетания, которые указывают на действие, сопутствующее высказыванию, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние, движения, мимику и т. д.: удивился, рассмеялся, улыбнулся, обрадовался, обиделся, вспомнил, покачал головой и др.

(9) Наконец, слова автора могут представлять собой неполное предложение с отсутствующим сказуемым. (10) И тогда на введение прямой речи указывает сама ситуация:А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (В. Маяковский).

(По Д. Розенталю)

Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст

Выберите правильный вариант:

  • разговорная речь
  • язык художественной литературы
  • официально-деловой стиль
  • научный стиль

Стиль текста
Определите, при помощи каких средств связи 9-е предложение присоединяется к предыдущему тексту

Выберите правильный вариант:

  • лексические повторы
  • вводные слова
  • союзы, частицы, местоимения
  • наречия времени или места

Средства связи
Что наиболее полно отражается в заголовке текста?

Выберите правильный вариант:

  • тема
  • идея (главная мысль)
  • тема и идея (главная мысль)
  • микротема (8-е предложение)

Заголовок текста