Прочитайте стихотворение.
***
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина*,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далёком краю, –
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…
\(Н\.А\. Заболоцкий, 1952\)
* Окарина – духовой музыкальный инструмент, род флейты.
В демонстрационном варианте ЕГЭ 2024 года в задании 9.2. предлагается ответить на вопрос "Какую роль в стихотворении «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» играют звуковые образы".
Выполняя предложенные далее тестовые задания, вы соберёте материал для написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений.
Установите соответствия между фонетическими приёмами и примерами их использования в стихотворении.
- Группы
- Звукопись \(аллитерация, ассонанс\)
- Ритм, стихотворный размер, рифма
- Варианты
- Во второй строфе повтор звука Ш создаёт эффект шёпота или дыхания, который подчёркивает интимный, глубоко личный характер воспоминаний лирического героя:
Вспомнила наШи проШедШие годы,
НаШи заботы и наШи невзгоды,
НаШи скитанья в далёком краю, –
Ты, опаливШая дуШу мою? - В начале первой строфы повторяются глухие \(шипящие, свистящие\) согласные звуки, похожие на шорох листвы, веток, деревьев:
Кто мне откликнулСя в ЧаЩе леСной?
Старый ли дуб ЗаШепталСя С СоСной... - Все три строфы имеют один и тот же ритмический рисунок: использован четырёхстопный дактиль с неполной последней стопой. При этом 1, 2, 5, 6 строки в каждой строфе заканчиваются ударным слогом \(мужская рифма\), а 3 и 4 строки – безударным \(женская рифма\). Так даже на уровне ритма в каждой строфе соединяются мужской и женский образы, которые являются центральными в этом стихотворении, при этом строки с мужскими рифмами как бы "обнимают" строки с рифмами женскими.
- Во второй части первой строфы повторяются звонкие, в т. ч. сонорные согласные звуки \(Н, Л, М\), а также гласные Е – И, передающие "музыку" лесой чащи, пение птиц и придающие самому фрагменту особую музыкальность:
ИЛИ вдаЛИ заскрипЕЛа рябиНа,
ИЛи запЕЛа щЕгЛа окарИНа*,
ИЛИ МаЛИНовка, МаЛЕНькИй друг,
МНЕ На закатЕ отвЕтИЛа вдруг? - Стихотворение написано дактилем, трёхсложным размером с ударением на первом слоге. Такой размер придаёт стихотворению неторопливость, напевность, поэтичность – все эти характеристики в полной мере соответствуют содержанию стихотворения, в центре которого воспоминания лирического героя о своей возлюбленной.
- Во второй строфе повтор звука Ш создаёт эффект шёпота или дыхания, который подчёркивает интимный, глубоко личный характер воспоминаний лирического героя: