Задание
Прочитай текст и выполни задания 23–26.
(1)С лёгкостью, которую я и не предполагал в себе, спустил я с постели ноги, сунул их в туфли, накинул серый, мерлушечий халат, лежавший подле, и отправился через нашу гостиную в бывшую спальню мамы. (2)То, что я там увидел, сбило меня совсем с толку; я никак не предполагал ничего подобного и остановился как вкопанный на пороге.
(3)Там сидел седой-преседой старик, с большой, ужасно белой бородой, и ясно было, что он давно уже там сидит. (4)Он сидел не на постели, а на маминой скамеечке и только спиной опирался на кровать. (5)Впрочем, он до того держал себя прямо, что, казалось, ему и не надо совсем никакой опоры, хотя, очевидно, был болен. (6)На нём был, сверх рубашки, крытый меховой тулупчик, колена же его были прикрыты маминым пледом, а ноги в туфлях. (7)Росту он, как угадывалось, был большого, широкоплеч, очень бодрого вида, несмотря на болезнь, хотя несколько бледен и худ, с продолговатым лицом, с густейшими волосами, но не очень длинными, лет же ему казалось за семьдесят. (8)Подле него на столике, рукой достать, лежали три или четыре книги и серебряные очки. (9)У меня хоть и ни малейшей мысли не было его встретить, но я в тот же миг угадал, кто он такой, только всё ещё сообразить не мог, каким это образом он просидел эти все дни, почти рядом со мной, так тихо, что я до сих пор ничего не расслышал.
(10)Он не шевельнулся, меня увидев, но пристально и молча глядел на меня, так же как я на него, с тою разницею, что я глядел с непомерным удивлением, а он без малейшего. (11)Напротив, как бы рассмотрев меня всего, до последней черты, в эти пять или десять секунд молчания, он вдруг улыбнулся и даже тихо и неслышно засмеялся, и хоть смех прошёл скоро, но светлый, весёлый след его остался в его лице и, главное, в глазах, очень голубых, лучистых, больших, но с опустившимися и припухшими от старости веками, и окружённых бесчисленными крошечными морщинками. (12)Этот смех его всего более на меня подействовал.
(13)Я так думаю, что когда смеётся человек, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть. (14)Чаще всего в смехе людей обнаруживается нечто пошлое, нечто как бы унижающее смеющегося, хотя сам смеющийся почти всегда ничего не знает о впечатлении, которое производит. (15)Точно так же не знает, как и вообще все не знают, каково у них лицо, когда они спят. (16)У иного спящего лицо и во сне умное, а у другого, даже и умного, во сне лицо становится очень глупым и потому смешным. (17)Я не знаю, отчего это происходит: я хочу только сказать, что смеющийся, как и спящий, большею частью ничего не знает про своё лицо. (18)Чрезвычайное множество людей не умеют совсем смеяться. (19)Впрочем, тут уметь нечего: это — дар, и его не выделаешь. (20)Выделаешь разве лишь тем, что перевоспитаешь себя, разовьёшь себя к лучшему и поборешь дурные инстинкты своего характера: тогда и смех такого человека, весьма вероятно, мог бы перемениться к лучшему. (21)Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте всю его подноготную. (22)Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. (23)Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? (24)Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. (25)Искренний и беззлобный смех — это весёлость, а где в людях в наш век весёлость и умеют ли люди веселиться? (26)Весёлость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. (27)Иной характер долго не раскусите, а рассмеётся человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. (28)Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. (29)Я не про умственное его развитие говорю, а про характер, про целое человека. (30)Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. (31)Хорошо смеётся человек — значит хороший человек.
(По Ф. М. Достоевскому*)
* Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
23.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
1) В маминой комнате рассказчик увидел старика, измученного болезнью и от этого слабого духом.
2) Старик не ожидал увидеть рассказчика, поэтому рассматривал его с непомерным удивлением.
3) Рассказчику неприятно смотреть на людей, которые смеются, поэтому улыбка старика оттолкнула его.
4) Рассказчик считает, что по смеху можно много узнать о человеке.
5) По мнению рассказчика, умение добродушно смеяться — это дар, который можно развить.
24.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
1) Предложение 6 представляет собой описание.
2) В предложении 14 содержится причина того, о чём говорится в предложении 13.
3) Предложение 17 представляет собой рассуждение.
4) В предложении 24 дан ответ на вопрос, поставленный в предложении 23.
5) Предложение 29 выражает следствие содержания предложения 28.
25.Из предложений 1–2 выпиши фразеологизм со значением «запутать».
26.Среди предложений 14–17 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного наречия и лексического повтора. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).