Задание

Прочитай текст и выполни задания.

(1)Урок русского языка.

— (2)Разбор «Птички Божией». (3)Мозгов Николай!

(4)Встает маленький и уже перепуганный Мозгов Николай.

— (5)Мозгов Николай! (6)Разберите мне «Птичку Божию». (7)Что хотел сказать поэт «Птичкой Божией»?

(8)Мозгов Николай моргает веками.

— (9)Ну! (10)Мозгов Николай! (11)Что хотел сказать поэт?

— (12)У меня мамаша больна! — говорит вдруг Мозгов.

— (13)Что такое?

— (14)У меня мамаша больна. (15)Я не знаю, что хотел сказать поэт. (16)Я не мог приготовить.

— (17)У Мозгова Николая мамаша всегда бывает больна, когда Мозгов Николай не знает урока. (18)У Мозгова Николая очень удобная мамаша.

(19)Весь класс хихикает.

(20)В это время над задней скамейкой поднимается, словно знамя, достаточно выпачканная в чернилах рука.

— (21)Патрикеев Клавдий знает, что хотел сказать поэт. (22)Пусть Патрикеев Клавдий объяснит нам, что хотел сказать поэт!

(23)Патрикеев Клавдий поднимается, но уверенность его моментально покидает: «А вдруг не угадаю».

— (24)Почему же Патрикеев Клавдий молчит, если он знает?

(25)Все смотрят на Патрикеева и начинают хихикать. (26)Патрикеев Клавдий думает: «Не попроситься ли лучше выйти?»

(27)Но стыдится своего малодушия и начинает неуверенным голосом:

— (28)В стихотворении «Птичка Божия» поэт, видимо, хотел сказать... хотел сказать... вообще... что птичка...

(29)А класс хихикает всё сильнее и сильнее: «(30)Ишь какой знающий выискался! (31)Знает, что поэт хотел сказать! (32)Этого никто, кроме Петра Петровича, не знает!» (33)Патрикеев готов заплакать.

— (34)Прикажите им, чтобы они не смеялись... (35)Поэт хотел сказать, что птичка... вообще не работает, ничего не делает... и всё-таки сыта бывает...

— (36)Не то! (37)Пусть Патрикеев Клавдий сядет и никогда не вызывается отвечать, когда не знает. (38)Никто не знает, что хотел сказать поэт в «Птичке Божией»? (39)Никто? (40)Ну, как же так? (41)Это так просто.

(42)И учитель объясняет.

— (43)Вкладывая песню о птичке Божией в уста кочевых и неосёдлых цыган, поэт тем самым хотел изобличить перед нами низкий уровень этих цыган. (44)Ибо только с точки зрения...

— (45)Петр Петрович, будьте добры, помедленнее. (46)Я не успеваю записывать!

— (47)Надо понимать, а не записывать! (48)Ибо, говорю я, только с точки зрения кочующих и беззаботных цыган может служить предметом восхваления такая беззаботность птички. (49)Похвала же птички за её праздность и ничегонеделание была бы немыслима в устах такого просвещённого человека, каким, бесспорно, является поэт. (50)Все поняли?

— (51)Все поняли! — хором отвечает класс.

(52)И все зубрят к следующему уроку это обязательное «толкование птички». (53)Учитель скажет, как это надо понимать на пятёрку!

(54)Ко всякому пишущему человеку часто обращаются чадолюбивые папеньки и маменьки с просьбой:

— (55)Напишите ребёнку сочинение. (56)Что вам стоит!

(57)Но куда уж тут соваться! (58)Когда Тургенев за сочинение, написанное для гимназиста, с трудом получил тройку с минусом. (59)А Щедрину за сочинение, написанное для дочери, и вовсе поставили два:

— (60)Не знаете русского языка!

(61)Старик, говорят, даже объясняться поехал.

— (62)Незнание русского языка! (63)Да сочинение-то писал я!

(64)И это, наверное, никого не смутило:

— (65)Да, но не так написано! (66)Нештампованные мысли и нештампованные слова.

(67)После таких примеров, если к вам обращаются с просьбой «напишите сочинение», конечно, не беритесь.

(По В. С. Дорошевичу*)

* Влас Михайлович Дорошевич (1864–1922) — русский писатель, публицист, критик.

23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

  1. Николай Мозгов не может ответить на вопрос Петра Ивановича.

  2. Клавдий Патрикеев сам вызвался ответить.

  3. Ребята на уроке анализировали стихотворение «Птичка Божия».

  4. Тургенев за написанное для дочери сочинение получил тройку с минусом.

  5. Щедрин за сочинение для дочери получил двойку.

[ ]

24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.

  1. В предложении 4 есть элементы описания.

  2. В предложении 12 содержится ответ на вопрос в предложении 11.

  3. Предложения 23 и 25 объясняют то, о чём говорится в предложении 26.

  4. Предложения 28 и 29 противопоставлены.

  5. В предложениях 47–49 представлено рассуждение.

[ ]

25. Из предложений 25–28 выпиши слово со значением «отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа».

[ ]

26. Среди предложений 47–52 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

[ ]