Прочитай текст и выполни задания.
(1)В Московском университете с конца прошлого года преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. (2)Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. (3)Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (4)В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa (немного (по количеству), но многое (по содержанию) (лат.)). (5)У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. (6)В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать. (7)На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. (8)Ходит анекдот про некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу, собирался прочесть длинную речь, но выговорил «будь здоров!», крякнул — и больше ничего не сказал. (9)Нечто подобное рассказывают про почтенного В. В. Стасова, который несколько лет назад в Клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущённую статую; постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушёл, не сказав ни одного слова. (10)А сколько анекдотов можно было бы рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех даже у подсудимого, про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение. (11)Мы люди бесстрастные, скучные; в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. (12)Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. (13)Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (14)В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. (15)И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (16)Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором. (17)Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. (18)«Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. (19)Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (20)В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. (21)В этом отношении почин Московского университета является серьёзным шагом вперед.
(По А. П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860–1904) — русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
Декламация преподавалась в Московском университете со времени его основания.
Все русские люди умеют говорить коротко и по существу.
Лекторы, не владеющие ораторским искусством, отвращают от науки.
Проповедники новых религий всегда считаются прекрасными ораторами.
Для интеллигентного человека неприлично не владеть ораторским искусством.
[ ]
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
Основной тип речи в тексте — рассуждение.
Предложение 2 содержит оценочное суждение по поводу сказанного в предложении 1.
В предложениях 6–7 представлено повествование.
Предложения 9 и 10 противопоставлены.
В предложении 19 объясняется смысл сказанного в предложении 18.
[ ]
25. Каким лексическим средством являются слова «оратор» и «златоуст» в предложении 6? Запиши термин.
[ ]
26. Среди предложений 11–14 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
[ ]