Задание
Прочитай текст и выполни задания.
(1)В Московском университете с конца прошлого года преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. (2)Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. (3)Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (4)В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa (немного (по количеству), но многое (по содержанию) (лат.)). (5)У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. (6)В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать. (7)На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. (8)Ходит анекдот про некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу, собирался прочесть длинную речь, но выговорил «будь здоров!», крякнул — и больше ничего не сказал. (9)Нечто подобное рассказывают про почтенного В. В. Стасова, который несколько лет назад в Клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущённую статую; постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушёл, не сказав ни одного слова. (10)А сколько анекдотов можно было бы рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех даже у подсудимого, про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение. (11)Мы люди бесстрастные, скучные; в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. (12)Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. (13)Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (14)В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. (15)И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (16)Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором. (17)Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. (18)«Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. (19)Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (20)В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. (21)В этом отношении почин Московского университета является серьёзным шагом вперед.
(По А. П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860–1904) — русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности.
23.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
1) Декламация преподавалась в Московском университете со времени его основания.
2) Все русские люди умеют говорить коротко и по существу.
3) Лекторы, не владеющие ораторским искусством, отвращают от науки.
4) Проповедники новых религий всегда считаются прекрасными ораторами.
5) Для интеллигентного человека неприлично не владеть ораторским искусством.
24.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
1) Основной тип речи в тексте — рассуждение.
2) Предложение 2 содержит оценочное суждение по поводу сказанного в предложении 1.
3) В предложениях 6–7 представлено повествование.
4) Предложения 9 и 10 противопоставлены.
5) В предложении 19 объясняется смысл сказанного в предложении 18.
25.Каким лексическим средством являются слова «оратор» и «златоуст» в предложении 6? Запиши термин.
26.Среди предложений 11–14 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).