Прочитай текст и выполни задания 1–3.
К постижению науки нужно подпускать человека тогда, когда у него есть представление о системе нравственных координат, когда он знает, что есть добро и зло, и сознательно тянется к свету. Ведь только в этом случае человек способен найти полезное применение своим знаниям, кому-то помочь, сделать счастливыми многих людей и <…> себя, то есть зёрна знаний упадут в благодатную почву.
Только представьте, что будет, если **** научные открытия окажутся в руках человека аморального: он легко может использовать науку во зло, убивая неугодных и стирая с лица Земли целые континенты. В руках мерзавца наука станет опасной игрушкой.
Посмотрите на маленького ребёнка: его познание мира сопровождается постоянным пояснением взрослого, что допустимо и недопустимо, иначе это дурно скажется и на самом малыше, и на окружающих. Если показать ребёнку, как разжечь огонь, но не сказать, что он таит в себе опасность, однажды это может привести к несчастью.
То же происходит и с тем, кто постигает науки. Он должен понимать, к каким последствиям может привести каждое его действие, осознавать ответственность, заботиться о том, чтобы наука служила во благо человеку.
1. Самостоятельно подбери определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши это местоимение.
[ ]
2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.
1) НАУКА. Устар. Обучение какому-либо ремеслу. Отдать сына в науку к сапожнику.
2) СВЕТ. Символ разума, истины, просвещения или счастья, радости, воплощение всего прекрасного. Свет любви.
3) ОТКРЫТИЕ. То, что установлено, открыто в результате экспериментов, экспедиций, путешествий и т. п. Совершить научное открытие.
4) ЦЕЛЫЙ. Живой, невредимый, в благополучном состоянии и добром здоровье. Рука цела?
5) РАЗЖЕЧЬ. Довести до крайней степени, усилить; распалить. Разжечь ненависть.
[ ]
3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.
Текст относится к научному стилю, потому что его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.
В тексте много признаков письменной речи, среди которых на синтаксическом уровне можно выделить обилие сложных предложений и рядов однородных членов.
В тексте реализована такая форма речи, как диалог.
Для текста характерно использование тропов (зёрна знаний упадут в благодатную почву; наука станет опасной игрушкой), что позволяет автору эмоционально воздействовать на читателя.
Основной функционально-смысловой тип речи — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.
[ ]