Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

К постижению науки нужно подпускать человека тогда, когда у него есть представление о системе нравственных координат, когда он знает, что есть добро и зло, и сознательно тянется к свету. Ведь только в этом случае человек способен найти полезное применение своим знаниям, кому-то помочь, сделать счастливыми многих людей и <…> себя, то есть зёрна знаний упадут в благодатную почву.

Только представьте, что будет, если научные открытия окажутся в руках человека аморального: он легко может использовать науку во зло, убивая неугодных и стирая с лица Земли целые континенты. В руках мерзавца наука станет опасной игрушкой.

Посмотрите на маленького ребёнка: его познание мира сопровождается постоянным пояснением взрослого, что допустимо и недопустимо, иначе это дурно скажется и на самом малыше, и на окружающих. Если показать ребёнку, как разжечь огонь, но не сказать, что он таит в себе опасность, однажды это может привести к несчастью.

То же происходит и с тем, кто постигает науки. Он должен понимать, к каким последствиям может привести каждое его действие, осознавать ответственность, заботиться о том, чтобы наука служила во благо человеку.

1. Самостоятельно подбери определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши это местоимение.

2.В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

1) НАУКА. Устар. Обучение какому-либо ремеслу. Отдать сына в науку к сапожнику.

2) СВЕТ. Символ разума, истины, просвещения или счастья, радости, воплощение всего прекрасного. Свет любви.

3) ОТКРЫТИЕ. То, что установлено, открыто в результате экспериментов, экспедиций, путешествий и т. п. Совершить научное открытие.

4) ЦЕЛЫЙ. Живой, невредимый, в благополучном состоянии и добром здоровье. Рука цела?

5) РАЗЖЕЧЬ. Довести до крайней степени, усилить; распалить. Разжечь ненависть.

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

1) Текст относится к научному стилю, потому что его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.

2) В тексте много признаков письменной речи, среди которых на синтаксическом уровне можно выделить обилие сложных предложений и рядов однородных членов.

3) В тексте реализована такая форма речи, как диалог.

4) Для текста характерно использование тропов (зёрна знаний упадут в благодатную почву; наука станет опасной игрушкой), что позволяет автору эмоционально воздействовать на читателя.

5) Основной функционально-смысловой тип речи — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.