Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

Ассимиляция, или «уподобление», состоит в том, что артикуляция звука изменяется под влиянием артикуляции соседнего звука; в результате получается или тождественный соседнему звук — ассимиляция полная, или более близкий по условиям образования (а иногда также и акустически) — ассимиляция неполная. Процесс ассимиляции объясняется <...>, что представление следующего звука наступает раньше времени, или, наоборот, представление предшествующего сохраняется долее, чем нужно. В первом случае работа органов, нужная для следующего звука, наступает ранее и захватывает образование предшествующего, во втором — работа, нужная для предшествующего звука, не прекращается ещё тогда, когда наступает время образования следующего; первая ассимиляция регрессивная, вторая — прогрессивная. В ассимиляции звуков не соседних мы имеем перенос представления одного звука на место другого.

Примером ассимиляции является переход глухих в звонкие перед звонкими и звонких в глухие перед глухими. На самом деле, при произнесении слова «сделать» дрожание голосовых связок (голос), нужное для Д, наступает раньше времени и захватывает С, а С с голосом есть уже З: произносим «зделать» (неполная ассимиляция); то же «оддать» из «отдать» (полная); наоборот, голоса уже нет при З в «сказка», потому что его не будет в К, а З без голоса есть С: произносим «скаска» (неполная), то же «фход» из «вход» (неполная).

Процессом ассимиляции объясняются многие языковые явления.

(По Д. Н. Ушакову)

1. Самостоятельно подбери указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

1) БЛИЗКИЙ. Располагающийся рядом, на небольшом расстоянии. Близкие звуки сирены.

2) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Официальный документ, содержащий какое-либо заявление. Представление адвоката.

3) ОРГАН. Часть животного или растительного организма, выполняющая определённое назначение. Жизненно важные органы.

4) ПРИМЕР. Случай, который можно привести в качестве объяснения или доказательства чего-либо. Примеры заимствований из французского языка.

5) ЯВЛЕНИЕ. Действие, обозначаемое глаголом «явиться»; прибытие куда-либо. Явление на заседание суда.

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

1) В тексте используются отглагольные существительные (уподобление, представление, образование, произнесение), местоимение первого лица множественного числа (мы имеем перенос), глаголы в форме первого лица множественного числа (имеем, произносим). Такие морфологические особенности типичны для научного стиля.

2) В тексте отсутствуют вводные конструкции, обособленные приложения уточняющего характера и обособленные определения, характерные для книжной речи.

3) Цель текста — оказать эстетическое воздействия на читателя.

4) Изложение мыслей отличается последовательностью, что подчёркивает логичность текста.

5) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется обилием терминов (полная ассимиляция, неполная ассимиляция, регрессивная ассимиляция, прогрессивная ассимиляция, звук, артикуляция).