Задание

Перечитайте эпилог поэмы "Реквием", который строится на двух важных мотивах: поминальной молитвы и памятника.

Определите, какие средства выразительности использует Ахматова для создания одновременно трагического и героического пафоса этой главы.

  • Объекты 1
    • Опять поминальный приблизился час.
      Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
    • И ту, что едва до окна довели,
      И ту, что родимой не топчет земли,
      И ту, что, красивой тряхнув головой,
      Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
    • Хотелось бы всех поименно назвать,
      Да отняли список, и негде узнать.
      Для них соткала я широкий покров
      Из бедных, у них же подслушанных слов.
    • О них вспоминаю всегда и везде,
      О них не забуду и в новой беде,
      И если зажмут мой измученный рот,
      Которым кричит стомильонный народ,
      Пусть так же они поминают меня
      В канун моего поминального дня.
    • А если когда-нибудь в этой стране
      Воздвигнуть задумают памятник мне,
      Согласье на это даю торжество,
      Но только с условьем — не ставить его
      Ни около моря, где я родилась:
      Последняя с морем разорвана связь,
      Ни в царском саду у заветного пня,
      Где тень безутешная ищет меня,
      А здесь, где стояла я триста часов
      И где для меня не открыли засов.
    • Затем, что и в смерти блаженной боюсь
      Забыть громыхание черных марусь,
      Забыть, как постылая хлопала дверь
      И выла старуха, как раненый зверь.
    • И пусть с неподвижных и бронзовых век,
      Как слезы, струится подтаявший снег,
      И голубь тюремный пусть гулит вдали,
      И тихо идут по Неве корабли.
  • Объекты 2
    • анафора, многосоюзие
    • градация, лексический повтор
    • анафора, сравнение
    • эпитеты, сравнение, многосоюзие, инверсия, синтаксический параллелизм
    • метафора
    • антитеза, многосоюзие
    • анафора, синтаксический параллелизм