Задание
Перечитайте эпилог поэмы "Реквием", который строится на двух важных мотивах: поминальной молитвы и памятника.
Определите, какие средства выразительности использует Ахматова для создания одновременно трагического и героического пафоса этой главы.
- Объекты 1
- Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас: - И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой». - Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов. - О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня. - А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов. - Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь. - И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
- Опять поминальный приблизился час.
- Объекты 2
- анафора, многосоюзие
- градация, лексический повтор
- анафора, сравнение
- эпитеты, сравнение, многосоюзие, инверсия, синтаксический параллелизм
- метафора
- антитеза, многосоюзие
- анафора, синтаксический параллелизм