Задание
Выполни задание
1. Прочитай некоторые советы, которые дал своему сыну замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
(1) ...Если хочеш(?), чтобы у тебя было достаточно времени, ежедневно читай. (2) Всё, что ты читаеш(?), — это инте(л, лл)ектуальный фон твоего учения. (3) Чем богаче этот фон, тем легче учит(?)я. (4) Чем больше читаеш(?) ежедневно, тем больше у тебя будет резерва времени. (5) Потому что во всём, что ты читаеш(?) — тысячи точек соприкосновения с материалом, изучаемым на уроках. (6) Эти точки являют(?)ся, я бы назвал так, якорями памяти. (7) Они привязывают обязательные знания к тому океану знаний, который окружает человека. (8) Умей заставлять себя читать ежедневно. (9) (Не)откладывай этой работы на завтра. (10) То, что упуще(н, нн)о сегодня, (ни)когда невозместиш(?) завтра.
(11) Умей определить систему своего умстве(н, нн)ого труда. (12) Это исключительно важная закономерность, от которой многое зависит. (13) Я имею в виду понимание соотношения главного и второстепе(н, нн)ого. (14) Главное надо уметь распределять во времени так, чтобы оно (не)отодвигалось на задний план второстепе(н, нн)ым. (15) Главным надо занимат(?)ся ежедневно.
(16) Умей создавать себе внутре(н, нн)ие стимулы. (17) Многое в умстве(н, нн)ом труде (не)настолько интересно, чтобы выполнять с большим желанием. (18) Часто единстве(н, нн)ым движущим стимулом являет(?)ся лиш(?) надо. (19) Начинай умстве(н, нн)й труд как раз с этого. (20) Умей сосредоточит(?)ся на тонкостях теории по этим вопросам, сосредоточит(?)ся настолько, что надо постепе(н, нн)о превращать в хочу. (21) Самое интересное всегда оставляй на конец работы.
(22) Тебя окружает море книг и журналов. (23) Пытливому и любознательному хочет(?)ся прочитать всё. (24) Но это (не)осуществимо. (25) Умей ограничивать круг чтения, исключать из него то, что может нарушить режим труда.
(26) Для каждой работы ищи наиболее рациональные приёмы умстве(н, нн)ого труда. (27) Избегай трафарета и шаблона. (28) (Не)жалей времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми ты имееш(?) дело. (29) Чем глубже ты вдумался, тем прочнее отложит(?)ся в памяти. (30) До тех пор, пока (не)осмысленно (не)старайся запомнить — это будет напрасная трата времени.
(31) Умей (не)читать, а только просматривать то, что тебе хорошо извес_но. (32) Но вместе с тем опасайся поверхнос_ного просматривания того, что ещё (не)осмысленно. (33) Всякая поверхность обернёт(?)ся тем, что ты вынужден будешь к отдельным фактам, закономерностям возвращат(?)ся много раз.
(34)Умстве(н, нн)ый труд требует чередования математического и художестве(н, нн)ого мышления. (35) Чередуй чтение научной литературы с чтением бе(л, лл)етристики.
(36) (Не)прекращай умстве(н, нн)ого труда (ни)когда (ни)(на)один день. (37) Летом (не)ра(с, сс)тавайся с книгой. (38) Каждый день должен тебя обогащать инте(л, лл)ектуальными це(н, нн)остями — в этом один из источников времени, (не)обходимого для умстве(н, нн)ого труда в будущем.
2. Спиши, раскрывая скобки, объясни выбор написаний.
3. Найди в тексте слова, которые из других грамматических классов перешли в разряд имён существительных. Устно докажи это.
4. Найди в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. Обозначь грамматические основы, выдели средства связи между частями.
5. Объясни постановку знаков препинания в предложениях 2, 5.
6. Укажи, чем осложнено предложение 6.