Задание

Выполни задание

Запомни! Предложения в тексте могут быть связаны с помощью разных языковых средств. Выделяют лексические и грамматические средства связи предложений в тексте.

К лексическим средствам относятся синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор. Например: По озеру плылалодка.В лодкесидели охотники.

Грамматические средства связи следующие: местоимения, частицы, союзы, союзные слова, видо-временные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

Например: Самый западныймаякРоссии находится в городе Балтийске.Онуказывает путь кораблям, следующим в порты городов Балтийск, Светлый и Калининград.

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

Что такое язык? Вам часто приходится слышать или употреблять это слово: русский язык, английский язык, язык п_сателя, язык эпохи... А можете вы использовать это слово в таких, например, сочетаниях: язык Пети Иванова, язык Дубровского?

В первой группе сочетаний выражено широкое понятие: язык — это принадлежность целых коллективов, народа. В других сочетаниях гов_рится об отдельных про_влениях языка. Лучше ск_зать так: речь Пети Иванова — про_вление русского языка, потому что Петя гов_рит на русском языке. Речь Дубровского передаёт общие особенности языка Пушкина.

Язык — это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. Это общие правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. А речь — это частное про_вление языка.

Речь вопл_щается в диалогах монологах стенограммах. Язык же материально не существует никак! Нет такого сейфа, где хр_нился бы отлитый эталон* русского языка. Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обш_рные сл_вари, пишут научные грамматики.

Однако он всё-таки есть! В каждом из вас, и в ваших р_дителях, и в ваших соседях. Исчезни язык — и вы попросту перестанете понимать друг друга. Наличие языка — самое незаметное, но самое существенное условие цивилизации.

По В. В. Колесову

* Эталон — точный образец установленной единицы измерения.

  1. Определи тему текста.

  2. Сформулируй главную мысль текста.

  3. Сколько частей (микротем) можно выделить в тексте?

  4. Выпиши 6 примеров различных средств связи предложений в тексте.

  5. К какому типу речи относится текст?

  6. К какому стилю речи относится текст?