Задание

Выбери один или несколько верных вариантов ответа

Прочитай отрывки сочинения 9.3. на тему «Что такое сопереживание?» и укажи верные утверждения.

Нажми, чтобы прочитать текст

(1) Коновалов, не дожидаясь моего ответа, взял книгу в свои руки, осторожно повертел её, открыл, закрыл и, положив на место, глубоко вздохнул.

(2) — Как всё это премудро, господи! — вполголоса заговорил он.

(3) — Написал человек книгу… бумага и на ней точечки разные — вот и всё. (4) Написал и… умер, а книга осталась, и её читают. (5) Смотрит в неё человек глазами и говорит разные слова. (6) А ты слушаешь и понимаешь: жили на свете люди — Пила, Сысойка, Апроська… (7) И жалко тебе людей, хоть ты их никогда не видал и они тебе совсем — ничего! (8) По улице они такие, может, десятками живые ходят, ты их видишь, а не знаешь про них ничего… и тебе нет до них дела… идут они и идут… (9) А в книге тебе их жалко до того, что даже сердце щемит…

(10) И вскоре я уже читал ему «Бунт Стеньки Разина». (11) Сначала талантливая монография Костомарова, почти эпическая поэма, не понравилась моему бородатому слушателю.

(12) — А почему тут разговоров нет? — спросил он, заглядывая в книгу. (13) И, когда я объяснил — почему, он даже зевнул и хотел скрыть зевок, но это ему не удалось, и он сконфуженно и виновато заявил мне:

(14) — Читай — ничего! Это я так…

(15) Но по мере того, как историк рисовал кистью художника фигуру Степана Тимофеевича и «князь волжской вольницы» вырастал со страниц книги, Коновалов перерождался. (16) Ранее скучный и равнодушный, с глазами, затуманенными ленивой дремотой, — он, постепенно и незаметно для меня, предстал предо мной в поразительно новом виде. (17) Сидя на ларе против меня и обняв свои колени руками, он положил на них подбородок так, что его борода закрыла ему ноги, и смотрел на меня жадными, странно горевшими глазами из-под сурово нахмуренных бровей. (18) В нём не было ни одной чёрточки той детской наивности, которой он удивлял меня, и всё то простое, женственно мягкое, что так шло к его голубым, добрым глазам, — теперь потемневшим и суженным, — исчезло куда-то. (19) Нечто львиное, огневое было в его сжатой в ком мускулов фигуре. (20) Я продолжал, изредка поглядывая на него, и видел, что он всё более разгорается. (21) От него исходило что-то возбуждавшее и опьянявшее меня — какой-то горячий туман. (22) И вот я дошёл до того, как поймали Стеньку.

(23) — Поймали! — крикнул Коновалов.

(24) Боль, обида, гнев звучали в этом возгласе. (25) У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились. (26) Он соскочил с ларя, высокий и возбуждённый, остановился против меня, положил мне руку на плечо и громко, торопливо заговорил:

(27) — Скажи, что теперь будет? (28) Казнят его?

(29) Можно было думать, что именно Коновалов, а не Фролка — родной брат Разину. (30) Казалось, что какие-то узы крови, неразрывные, не остывшие за три столетия, до сей поры связывают этого босяка со Стенькой и босяк со всей силой живого, крепкого тела, со всей страстью тоскующего без «точки» духа чувствует боль и гнев пойманного триста лет тому назад вольного сокола.

(31) — Да читай, Христа ради!

(32) Я читал, возбуждённый и взволнованный, чувствуя, как бьётся моё сердце, и вместе с Коноваловым переживая Стенькину тоску. (33) И вот мы дошли до пыток.

(34) Коновалов скрипел зубами, и его голубые глаза сверкали, как угли. (35) Он навалился на меня сзади и тоже не отрывал глаз от книги. (36) Его дыхание шумело над моим ухом и сдувало мне волосы с головы на глаза. (37) Я встряхивал головой для того, чтобы отбросить их. (38) Коновалов увидел это и положил мне на голову свою тяжёлую ладонь.

(39) Мы с ним стали ещё ближе друг к другу с этого дня…

По А. М. Горькому

* Алексей Максимович Горький (1868–1936) — писатель, прозаик, драматург, публицист.

В каком из предложенных вариантов верно раскрыто содержание понятия, указан комментарий к нему и нет ошибок?

Сопереживание — это когда ты чувствуешь эмоции других людей. Сопереживая, ты не задумываешься, логичны и оправданны ли эти чувства. Сопереживать — значит поставить себя на место другого, испытать к нему жалость, понять его боль. Возможно, кто-то думает, что, сопереживая, можно нажить себе проблемы, поэтому так мало в мире сочувствия и сопереживания.

Сопереживание — это проявление эмпатии к другим, способность к сочувствию и пониманию каждого. Сопереживание — важная черта в общении с близкими и дорогими людьми. Сочувствующий сливается с ощущениями рассказчика, смотрит на мир его глазами, отождествляет себя с ним и не ждёт ничего взамен на свои утешения.

Найди, в каком отрывке сочинения нет нарушений, которые могли бы привести к снижению баллов.

Обратимся к тексту А. М. Горького, в котором повествование ведётся от лица рассказчика. Именно он читал своему товарищу «Бунт Стеньки Разина». Из сюжета видно, что сначала монография не понравилась «бородатому слушателю» из-за отсутствия диалогов. Но по мере прочтения можно заметить, как меняется его лицо: «Нечто львиное, огневое было в его сжатой в ком мускулов фигуре», а добрые глаза темнели, сужались, сверкали. Предложения 32, 34–38 ярко демонстрируют сопереживание к Стенькиной тоске, его пытке.

Обратимся к А. М. Горькому, где повествуется о том, как рассказчик читал Костомарову монографию «Бунт Стеньки Разина». Из сюжета отрывка видно, что сначала «почти эпическая поэма не понравилась бородатому слушателю», он зевал и чувствовал вину по этому поводу. Но по мере прочтения Костомаров перерождался, о чём свидетельствуют предложения 17–22. Он проявил сочувствие к Стеньке, сопереживал его судьбе.

Выбери те примеры-аргументы, в которых нет ошибок и которые уместны в сочинении по данной теме.

Моя соседка не очень приятная личность. Она часто завидует и мне, и другим, причём не скрывает этого. Но я с ней дружу, потому что она учится на психолога. Я не знаю, как в одном человеке проявляется и зависть, и сопереживание. Но всякий раз, когда мне нужна помощь, я обращаюсь к ней. Она меня всегда выслушает, после чего я начинаю смотреть на свои проблемы по-другому, как было на прошлой неделе. Мы поругались в начале недели, но потом помирились.

Достойным примером-аргументом сопереживания является произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор понимает, что любовь Татьяны Лариной к Онегину не взаимна. Сочувствуя своей героине, Александр Сергеевич пишет: «С тобой я вместе слёзы лью».

Приведу второй пример. Так, в произведении Куприна «Куст сирени» жена Вера сопереживает своему супругу в том, что он не смог сдать экзамен. Он случайно поставил кляксу на чертёж, потом исправил на куст, а в результате профессор не принял работу. Сочувствие проявляется в действиях супруги: она закладывает все драгоценности семьи, чтобы посадить куст сирени в указанном месте. Я бы поступила точно так же, ведь мы одна семья.

Моя сестра Надя — врач. Её профессию определило отношение к людям: она всегда считала, что долг каждого — помочь другому человеку. Сопереживая и сочувствуя любому нуждающемуся в помощи, она поняла, что своё сострадание может превратить в настоящую поддержку и реальную помощь.

Выбери верное заключение.

Итак, сегодня, в двадцать первом веке, всё меньше людей, кто готов сопереживать. Каждый почти сосредоточен на себе, своих мыслях. Но надо помнить, что, сочувствуя другим, когда-то могут посочувствовать, посопереживать и тебе, ведь всем нам хочется, чтобы и понимали наши чувства, и были обходительны и добры.

Таким образом, хочу сказать, что сопереживание — это положительное качество личности, когда ощущаешь чувства других как свои собственные, причём не иллюзорно, а по-настоящему. Эта эмоция — прекрасный пример того, что делает человека уникальным, ведь, сочувствуя, ты проявляешь сострадание к другим людям.