Текст (1) Пушкин! (2) С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох облегчения, улыбка. (3) Какое лёгкое имя взошло над тяжёлой и неуклюжей Российской империей! (4) Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил её климат. (5) У весёлого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о её истории. (6) И мы уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячи лет не будет. (7) Почему? (8) Потому что после Пушкина у нас были величайшие гении — Гоголь, Толстой, Достоевский и другие, но при всей гениальности никто из них не достигал никогда пушкинской гармоничности и теплоты. (9) Два ярких, счастливых впечатления детства у меня связаны с именем Пушкина. (10) Одно из самых очаровательных воспоминаний — это наслаждение, которое я испытывал, когда Александра Ивановна, наша старая учительница первых классов, читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». (11) Как уютно было её слушать! (12) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. (13) Уже зрелым человеком я прочёл записки Марины Цветаевой о Пушкине. (14) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением всё время ждала появления Пугачёва. (15) У меня было совсем другое. (16) Я с величайшим наслаждением всё время ждал появления Савельича. (17) Этот заячий тулупчик, эти доходящие до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (18) Невероятная трогательность. (19) Разве Савельич — раб? (20) Да он на самом деле хозяин положения! (21) Барин Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (22) Он беспомощен против неё, потому что он хороший человек и он понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему. (23) Ещё почти малолетком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть, конечно, истинный хозяин. (24) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (25) Любовь — главнее всех. (26) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича. (27) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание прикоснуться, вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (28) Истинный талант ту или иную картину жизни умеет осветить светом вечности, умеет вырвать из жизни и показать её на фоне вечности. (29) Мы радуемся такому произведению, часто не осознавая причину радости. (30) Мы говорим себе: «Как живо! Как точно! Как правдиво!» (31) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы. По Ф. А. Искандеру Используя прочитанный текст, выполни только одно из трёх заданий. Перед написанием сочинения запиши номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Напиши сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Фазиля Искандера: «Как бы умён или красноречив ни был тот или иной писатель, но если мы не чувствуем его собственного стиля, который нас подхватывает, значит, у этого писателя нет высшей духовной правды, ради которой он пишет». Аргументируя свой ответ, приведи два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Ты можешь писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком. 15.1. Напиши сочинение-рассуждение. Объясни, как ты понимаешь смысл фразы: «У весёлого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре». Приведи в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих твои рассуждения. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком. 15.2. Как ты понимаешь значение слова преданность? Сформулируй и прокомментируй данное тобой определение. Напиши сочинение-рассуждение на тему «Что такое преданность», взяв в качестве тезиса данное тобой определение. Аргументируя свой тезис, приведи 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих твои рассуждения: один пример-аргумент приведи из прочитанного текста, а второй — из твоего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком. 15.3.
Задание

Прочитай текст и выполни задание
Текст
(1) Пушкин! (2) С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох облегчения, улыбка. (3) Какое лёгкое имя взошло над тяжёлой и неуклюжей Российской империей!

(4) Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил её климат. (5) У весёлого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о её истории.

(6) И мы уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячи лет не будет. (7) Почему? (8) Потому что после Пушкина у нас были величайшие гении — Гоголь, Толстой, Достоевский и другие, но при всей гениальности никто из них не достигал никогда пушкинской гармоничности и теплоты.

(9) Два ярких, счастливых впечатления детства у меня связаны с именем Пушкина.

(10) Одно из самых очаровательных воспоминаний — это наслаждение, которое я испытывал, когда Александра Ивановна, наша старая учительница первых классов, читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». (11) Как уютно было её слушать! (12) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(13) Уже зрелым человеком я прочёл записки Марины Цветаевой о Пушкине. (14) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением всё время ждала появления Пугачёва. (15) У меня было совсем другое. (16) Я с величайшим наслаждением всё время ждал появления Савельича.

(17) Этот заячий тулупчик, эти доходящие до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (18) Невероятная трогательность. (19) Разве Савельич — раб? (20) Да он на самом деле хозяин положения! (21) Барин Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (22) Он беспомощен против неё, потому что он хороший человек и он понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(23) Ещё почти малолетком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть, конечно, истинный хозяин. (24) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (25) Любовь — главнее всех.

(26) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(27) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание прикоснуться, вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение.

(28) Истинный талант ту или иную картину жизни умеет осветить светом вечности, умеет вырвать из жизни и показать её на фоне вечности. (29) Мы радуемся такому произведению, часто не осознавая причину радости. (30) Мы говорим себе: «Как живо! Как точно! Как правдиво!»

(31) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы.

По Ф. А. Искандеру

Используя прочитанный текст, выполни только одно из трёх заданий. Перед написанием сочинения запиши номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напиши сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Фазиля Искандера: «Как бы умён или красноречив ни был тот или иной писатель, но если мы не чувствуем его собственного стиля, который нас подхватывает, значит, у этого писателя нет высшей духовной правды, ради которой он пишет». Аргументируя свой ответ, приведи два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Ты можешь писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
15.1.
Напиши сочинение-рассуждение. Объясни, как ты понимаешь смысл фразы: «У весёлого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре». Приведи в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих твои рассуждения. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
15.2.
Как ты понимаешь значение слова преданность? Сформулируй и прокомментируй данное тобой определение. Напиши сочинение-рассуждение на тему «Что такое преданность», взяв в качестве тезиса данное тобой определение. Аргументируя свой тезис, приведи 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих твои рассуждения: один пример-аргумент приведи из прочитанного текста, а второй — из твоего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
15.3.