(1) Различают две группы слов и выражений, которые как бы сигнализируют о направлении мысли автора: первая группа слов — слова, указывающие на продолжение одной и той же мысли; вторая группа слов — слова, указывающие на изменение направления хода мысли. Зная эти слова и их роль в процессе регулирования течения мысли, читатель сможет настроиться на ожидаемый ход рассуждений автора и в некоторой степени предугадать его. (2) Назовём некоторые, чаще всего употребляемые слова первой группы: и, более того, исходя из этого, кроме того, а также, таким же образом и др. (3) И — наиболее часто встречающееся слово этой группы. Оно соединяет идеи, имеющие более или менее одинаковое значение, и чаще всего служит для читателя сигналом того, что он может продолжить чтение с высокой скоростью, так как дальше в тексте будут аналогичные идеи. (4) Слова более того, кроме того указывают на продолжение разговора на ту же самую тему, при этом направление мысли не меняется. (5) Наряду с этими словами есть слова, которые одновременно свидетельствуют о сохранении общего направления рассуждений и о возникновении новой важной мысли. Поэтому, когда читатель встречает в тексте подобные слова, он должен быть особенно внимательным, так как вполне возможно, что эта часть текста содержит самую важную мысль или главную идею абзаца. К таким словам относятся: поэтому, вследствие этого, таким образом, следовательно, исходя из этого, согласно этому, в соответствии с этим, в результате, наконец, в заключение, подводя итоги. Они указывают на то, что рассмотренные идеи обобщаются и из них делаются определённые выводы. (6) Вторая группа слов сигнализирует о том, что ход мыслей изменяется. Это такие слова, как но, однако, тем не менее, хотя, несмотря на это, напротив, наоборот и др. Вполне возможно, что нам придётся изменить скорость чтения, чтобы приспособиться к новой степени трудности текста. (7) Как уже было сказано, связочные слова помогают обозначить ход мысли в научном или публицистическом тексте, но нужно помнить, что, во-первых, они используются далеко не всеми авторами, во-вторых, главную роль в понимании содержания играют всё же не служебные, а ключевые знаменательные слова. 317 слов (По Ф. Лёзеру) Каким(-ими) из перечисленных слов можно пополнить ряд примеров в шестом абзаце? итак вместе с тем в частности ведь притом причём при всём том
Задание

Прочитайтекстиответьнавопрос

(1)Различаютдвегруппысловивыражений, которыекакбысигнализируютонаправлениимыслиавтора: перваягруппаслов — слова, указывающиенапродолжениеоднойитойжемысли; втораягруппаслов — слова, указывающиенаизменениенаправленияходамысли. Знаяэтисловаиихрольвпроцессерегулированиятечениямысли, читательсможетнастроитьсянаожидаемыйходрассужденийавтораивнекоторойстепенипредугадатьего.

(2)Назовёмнекоторые, чащевсегоупотребляемыесловапервойгруппы: и, болеетого, исходяизэтого, крометого, атакже, такимжеобразомидр.

(3)И — наиболеечастовстречающеесясловоэтойгруппы.Оносоединяетидеи, имеющиеболееилименееодинаковоезначение, ичащевсегослужитдлячитателясигналомтого, чтоонможетпродолжитьчтениесвысокойскоростью, таккакдальшевтекстебудутаналогичныеидеи.

(4)Словаболеетого, крометогоуказываютнапродолжениеразговоранатужесамуютему, приэтомнаправлениемыслинеменяется.

(5)Нарядусэтимисловамиестьслова, которыеодновременносвидетельствуютосохраненииобщегонаправлениярассужденийиовозникновенииновойважноймысли.Поэтому, когдачитательвстречаетвтекстеподобныеслова, ондолженбытьособенновнимательным, таккаквполневозможно, чтоэтачастьтекстасодержитсамуюважнуюмысльилиглавнуюидеюабзаца.Ктакимсловамотносятся: поэтому, вследствиеэтого, такимобразом, следовательно, исходяизэтого, согласноэтому, всоответствиисэтим, врезультате, наконец, взаключение, подводяитоги.Ониуказываютнато, чторассмотренныеидеиобобщаютсяиизнихделаютсяопределённыевыводы.

(6)Втораягруппасловсигнализируетотом, чтоходмыслейизменяется.Этотакиеслова, какно, однако, темнеменее, хотя, несмотрянаэто, напротив, наоборотидр.Вполневозможно, чтонампридётсяизменитьскоростьчтения, чтобыприспособитьсякновойстепенитрудноститекста.

(7)Какужебылосказано, связочныесловапомогаютобозначитьходмысливнаучномилипублицистическомтексте, нонужнопомнить, что, во-первых, онииспользуютсядалеконевсемиавторами, во-вторых, главнуюрольвпониманиисодержанияиграютвсёженеслужебные, аключевыезнаменательныеслова.

317слов

(ПоФ.Лёзеру)

Каким(-ими)изперечисленныхсловможнопополнитьрядпримероввшестомабзаце?

  • итак
  • вместестем
  • вчастности
  • ведь
  • притом
  • причём
  • привсёмтом