Задание

Прочитайте тексты. Выполните задание.
В одном из домов слободки, построенном на краю обрыва, заметил я чрезвычайное освещение; по временам раздавался нестройный говор и крики, изобличавшие военную пирушку. Я слез и подкрался к окну; неплотно притворённый ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их слова. Говорили обо мне. ‹…›
— ...хотите испытать его

\[Печорина\]
храбрость? Это нас позабавит...
— Хотим; только как?
— А вот слушайте: Грушницкий на него особенно сердит — ему первая роль! Он придерётся к какой-нибудь глупости и вызовет Печорина на дуэль... Погодите; вот в этом-то и штука... Вызовет на дуэль: хорошо! Всё это — вызов, приготовления, условия — будет как можно торжественнее и ужаснее, — я за это берусь; я буду твоим секундантом, мой бедный друг! Хорошо! Только вот где закорючка: в пистолеты мы не положим пуль. Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит — на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! Согласны ли, господа?
— Славно придумано! согласны! почему же нет? — раздалось со всех сторон.
— А ты, Грушницкий?
Я с трепетом ждал ответ Грушницкого; холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею. Но после некоторого молчания он встал с своего места, протянул руку капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен». ‹…›
— Пожалуй; только подумайте, что один из нас непременно будет убит.
— Я желаю, чтобы это были вы... ‹…›
— Грушницкий! — сказал я, — ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; — вспомни — мы были когда-то друзьями...
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места...
Я выстрелил... \(фрагменты из романа «Герой нашего времени»\)
Текст 2
Конфликтогены — критические слова, действия, направленные на личность человека.
1. Недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю».
2. Снисходительное отношение: «не обижайтесь», «успокойтесь».
3. Нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту: «я тебе это припомню», «ты пожалеешь».
4. Приказ: «срочно зайдите», «не спрашивайте, а делайте».
5. Стремление к критике: «вы недостаточно прилежно работаете», «вы постоянно жалуетесь».
6. Оскорбление: негодяй, лентяй.
7. Угроза: «мы ещё встретимся», «мы с тобой ещё разберёмся».
8. Насмешка: мямля, лопоухий.
9. Сравнение: «как попугай», «как свинья».
10. Отрицательное отношение: «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне не нравишься».
11. Долженствование: «вы обязаны», «ты должен».
12. Обвинение: «вы всё испортили», «вы обманщик».
13. Категоричность: «всегда», «никогда», «всё».
Задание. Определите, какие конфликтогены содержатся в прочитанных текстах. Найдите фразу, при изменении смысла которой герои произведения \(с точки зрения читателя\) могли бы разрешить конфликтную ситуацию.