Задание
Прочитайте текст.
Он всё делал по-настоящему
(1) В свои 13 лет он не умел кататься на лыжах. (2) Ничего удивительного или зазорного в этом не было: ведь в Сыктывкар Марс Шабакаев приехал из жаркого Таджикистана, где видел снег лишь по телевизору. (3) Однако Марс не искал оправданий. (4) Вечерами, когда темнело, он уходил с мамой на освещённую трассу. (5) А уже через месяц со сверстниками сдавал нормы ГТО.
(6) И вдруг новое разочарование. (7) Выяснилось: он хуже всех в классе знает химию. (8) Эта серьёзная премудрость была куда сложнее лыжной. (9) Чтобы ее постичь, Марсу потребовалось уже два месяца.
(10) Бесспорно, ученик он способный, но упорный не менее. (11) Сочинение о лирике Маяковского переписывал четыре раза, пока наконец не получилось то, что соответствовало его пониманию поэта. (12) Однако точка зрения ученика оказалась столь неожиданной, что учитель оценить сочинение не смог.
(13) Преподавателю литературы Марс вообще доставлял много хлопот. (14) То диспут затеет о Раскольникове, то о Есенине спор заведет… (15) Для других мнение учителя безапелляционно, а у него обо всём своё собственное.
(16) — Хоть бы раз что на веру принял, — говорит учительница и тут же добавляет. — (17) Но именно с ним и было интересно. (18) Согласитесь, не так уж часто встретишь такую личность.
(19) Соглашаюсь. (20) И думаю об истоках. (21) О маме.
(22) — Пообещай не сердиться, — выпалил однажды Марс, едва Галина Ахияровна переступила порог.
(23) Нелегко же ей было сдержать обещание, когда в новой, только что повешенной занавеске увидела зияющую дыру. (24) А роза, извлечённая из ткани, потеряла форму и являла зрелище скорее печальное, чем прекрасное. (25) Мама не стала ругаться. (26) Она отдала сына в художественную школу.
(27) Заходит разговор о желаниях бренных, и слышу: «Я старалась ни в чём ему не отказывать, а он и не просил ничего».
(28) Среди школьных тетрадок — несколько карандашных набросков. (29) Дискотека. (30) Нарисовано так, что с листа «слышно», как надрывается магнитофон.
(31)А в углу надпись: «Глухая тишина». (32) На стене грустит Ассоль. (33) Марс очень любил Грина.
(34) Он мог стать художником и творчеством своим утверждать добро.
(35) Но так ли уж важно, кем бы стал Марс? (36) Очевидно одно: что бы он ни делал, делал по-настоящему. (37) Танцевал — так заглядывались. (38) На морозе строили детский снежный городок — зарабатывали деньги на поездку в Псков; некоторые кое-как слепят фигуру и быстрее греться, а его в дом не загонишь. (39) Никогда не держал топора в руках, а пришлось дом строить — вряд ли кто лучше справился бы. (40) Дом распланировал так, чтобы вокруг зелени много было. (41) Из леса рябинку принёс, посадил у калитки, переживал: не примется, уж слишком хрупкая была…
(42) Когда подошёл срок службы, попросился туда, где трудно. (43) Он сам настоял на Афганистане. (44) А ведь у Марса был выбор.
(45) При выполнении боевого задания отделение, которым командовал младший сержант Шабакаев, было обстреляно душманами. (46) Марс одним из первых занял оборону. (47) Автомат его замолчал одним из последних. (48) Тяжело раненный, он продолжал прикрывать товарищей.
(По Н. Майданской)*
*Надежда Майданская — прозаик, автор ряда портретных очерков.
Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Для других мнение учителя безапелляционно, а у него обо всём своё собственное.
Эта серьёзная премудрость была куда сложнее лыжной.
Очевидно одно: что бы он ни делал, делал по-настоящему.
А роза, извлечённая из ткани, потеряла форму и являла зрелище скорее печальное, чем прекрасное.
На морозе строили детский снежный городок — зарабатывали деньги на поездку в Псков.