Задание

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Игра — необычайно сложный и неоднозначный феномен, пронизывающий все человеческое существование: детские и политические, развивающие и стратифицирующие игры, игра на театральной сцене и на подмостках жизни — вот самый скупой перечень ее ипостасей, усматриваемый натренированным взглядом современного гуманитария. Есть ли такая область гуманитарного знания, в пределах которой игра не получила бы свое отражение? Понятие игры обнаруживается также и в естественных и точных науках. Игра воображения… Не в ней ли исток научных открытий?…

(2) Понимание игры в современной культурологии, философии культуры, антропологии, психологии и других гуманитарных и социальных науках, инспирированное Й. Хейзингой и заключающееся в том, что игра является формообразующим по отношению к самой культуре способом деятельности человека, представляется недостаточным: оно не дает ничего для понимания игры как таковой и, фактически, мистифицирует само это понятие. Это приводит к тому, что игру смешивают с такими явлениями, как ритуал, языковое творчество, ролевая стратификация в обществе и т. п., что зачастую порождает ряды спекулятивных терминов, объясняющих через игру различные не связанные напрямую с ней формы деятельности человека.

(3) Недостаточной представляется и существующая методология интерпретации игровой деятельности как таковой, а также в ее историческом аспекте. Предлагаемая стратегия интерпретации является, в первую очередь, схемой, позволяющей вычленить само понятие игры.

(4) Игра сопротивляется историческому ее рассмотрению именно по причине существующей ныне методологической установки, восходящей к интерпретации феномена игры мыслителями первой половины XX в. При этом нельзя сказать, что мы в настоящее время располагаем надлежащей методологией исследования игры.

(5) Мы предлагаем взглянуть на игру с другой точки зрения: рассмотреть ее как феномен, производный от культурного опыта, как особую форму человеческой деятельности, направленную на пересимволизацию, в первую очередь, коммуникативного действия, предмета этого действия и, в пределе, окружающего мира. Игра в этом смысле есть игровое отношение. Важно отметить в данном аспекте тесную зависимость игры от языковой деятельности как средства фиксации опыта. Особенную проблему составляет предельность самого понятия игры, несводимости ее к другим феноменам. Особенное внимание следует уделить таким важным составляющим проблемы, как субъект и предмет игровой деятельности, самоидентификация в игре, правила игры, фигура зрителя, связь игры с формами социальной стратификации, а также такой сущностной характеристикой игровой ситуации, как агональность. Отдельно следует рассмотреть такие вопросы, как связь игры и культуры детства в целом; игра, ритуал и творчество; пространства «серьезного» и «несерьезного»; игра и обмен.

(6) Рассмотрение игры как деятельности по пересимволизации коммуникативного действия предоставляет возможность соотнесения игры с исторически возникающими формами рефлексии и, в итоге, с креативным началом в культуре.

(Игровое пространство культуры. Научный форум.

Философский факультет СПбГУ, 16-18 апреля 2002 г.)

В ответе необходимо указать номер абзаца (цифру без других символов), в котором содержится ответ на вопрос.

Какие составляющие части игры называет автор? (Назовите не менее 2 элементов.)

С какими явлениями, по мнению автора, часто смешивают понятие «игра»? (Назовите не менее 2 элементов.)

Какие игры называет автор? (Назовите любые 2 игры.)