Прочитайте текст и выполните задание.
Под потребностью в принадлежности следует понимать потребность в душевном комфорте, который связан с эмоциональным переживанием причастности человека к чему-то большему, чем он сам, обозначаемому местоимением «мы». Речь идет о потребности человека иметь доступную среду общения, принадлежать к социальной группе , частью которой комфортно себя ощущать. Рассуждая о способах, которыми удовлетворяется потребность в принадлежности, следуетпомнить, что среда, необходимая человеку для общения, может быть реальной и воображаемой, при этом реальная среда делится на естественную и искусственную.
Естественную среду образуют так называемые объективно-статусные группы, принадлежность к которым изначально не зависит от воли человека, не выбирающего себе семью, в которой он воспитывается, или статусно-ролевые и этносоциальные группы, к которым принадлежит по факту рождения. Эта независимость, однако, не абсолютна и может быть преодолена в последствии. Это означает, что человек способен покинуть воспитавшую его семью и создать новую. Во многих обществах, имеющих каналы социальной мобильности, человек вполне способен преодолеть свою классовую принадлежность – перестать быть, к примеру, крестьянином или пролетарием, изменив свое положение на социальной лестнице. Существенно более сложным является вопрос о фактическом, а не воображаемом преодолении человеком своей этнической идентичности. В современном глобализирующемся мире люди легко изменяют свою принадлежность к той или иной нации. Иначе дело обстоит с национальностью, которая определяется не фактом гражданства, а устойчивыми стереотипами культуры –нормами мышления и чувствования, заставляющими человека осознавать мир и практически вести себя так, как это делают русские, японцы или поляки. Теоретически этническая трансформация возможна, практически она чрезвычайно затруднена и, в случае с эмигрантами, осуществляется, как правило, лишь во втором и третьем поколениях.
Искусственную среду общения образуют самореферентные группы, принадлежность к которым является для человека вопросом свободного выбора. В самом деле, если автор этих строк вполне самостоятельно примкнул к болельщикам футбольного клуба «Барселона», никто не вправе считать, что эта идентичность иллюзорна, утверждать, что в действительности я болею за мадридский «Реал», не осознавая это обстоятельство. Замечу, что эта логика не работает в отношении объективно-статусных групп, поскольку представлять себя членом такой группы не означает быть им в реальности. В самом деле, ощущать себя философом, самураем или французом недостаточно для того, чтобы быть ими фактически, а не в собственных фантазиях. В последнем случае речь идет о воображаемой среде общения, которую не следует путать со средой виртуальной. В современном значении термина виртуальной считается группа людей, которая не встречается «в реале», но тем не менее существует фактическии даже нередко имеет механизмы оформленного членства.
Воображаемая среда порождается человеческой фантазией, продуктом которой является либо сама группа, либо принадлежность человека к ней.\(По К\. Момджяну\)
Автор текста приводит пример, когда для удовлетворения потребности в принадлежности люди создают воображаемую среду общения. Он указывает, что эта среда может быть создана двумя путями. На основе описанного фрагмента текста выберите, какие из приведённых ниже ситуаций иллюстрируют тот же путь удовлетворения этой потребности, что и в авторском примере.
- Согласно последней переписи населения, 263 россиянина считают себя эльфами.
- Желая получить дополнительный авторитет, некоторые бизнесмены в 90-е гг. относили себя к потомкам дворян.
- Павел состоит в интернет-сообществе любителей компьютерных игр и активно участвует в его жизни.
- Главная героиня рассказала Ги де Мопассана «Ожерелье» Матильда с помощью нарядов и украшений стремилась отнести себя к высшему обществу.