Задание

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

1941–1945 годы стали трагическими для всего населения. Произведения, созданные в годы войны, наполнены идеей сплочения народа в борьбе с врагом. Композиторы также не могли стоять в стороне от общей проблемы. Об этом свидетельствуют слова Д.Д. Шостаковича: «Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между культурой и варварством, между светом и тьмой». Музыканты не только помогали людям не падать духом, но и сами защищали Родину физически. Они работали в тылу, дежурили в различных командах и сражались с врагом на фронте. Песня стала духовным оружием для всего народа. Музыка вселяла в солдат уверенность, укрепляла настрой к победе, воодушевляла памятью о мирных и светлых днях. Главной темой всего песенного творчества стала тема защиты Родины. В самом начале войны преобладающими становятся героико-патриотические песни, близкие по звучанию к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» М.И. Блантера, «Песня защитников Москвы» Б.А. Мокроусова и другие, которые воспевали всю смелость и мужественность русского солдата. Гимном боевого духа стала «Священная война» А.В. Александрова. Патриотическим содержанием наполнены «Патриотическая песня», «Заздравная песня о Родине» Д.Д. Шостаковича, «Гвардейский марш», «Слава нашей Отчизне!» А.И. Хачатуряна. Но военная тематика была не единственной, композиторов привлекала лирика (Г.В. Свиридов «Песни странника») и философские идеи (Д.Д. Шостакович «Шесть романсов»).

Среди песенных жанров более крупного масштаба является кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С.С. Прокофьева и поэма-кантата «Киров с нами» Н.Я. Мясковского. Не менее остро тема войны раскрывается в симфонической и инструментальной музыке С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского. Симфониям, которые были написаны в военное время, свойственно жёсткое противостояние контрастных образов: добра и зла, мира и войны, фашизма и героического сопротивления. Особое внимание композиторы уделяют жанру марша.

Несмотря на трудное положение в стране, культурная составляющая её жизни остаётся одним из важных направлений развития. Период Великой Отечественной войны стал стимулом для создания мировых шедевров в жанрах от песни до масштабных симфонических полотен. При этом песня получила заслуженное признание и стала главным знаменем народа.

Вы создаёте информационный стенд для школьного музея, посвящённый музыке военного времени. Опираясь на информацию из текста, определите главную идею песенного творчества композиторов военного времени.

тема защиты Родины

тема добра и зла

тема памяти о мирных и светлых днях

тема одиночества