Задание

Прочитайте стихотворение В.Н. Соколова "Нет школ никаких. Только совесть..." и стихотворение Д.С. Самойлова "Сороковые" и выполните задание.
Нет школ никаких. Только совесть,
Да кем-то завещанный дар,
Да жизнь, как любимая повесть,
В которой и холод и жар.

Я думаю, припоминая,
Как школила юность мою
Война и краюшка сырая
В любом всероссийском раю.

Учебников мы не сжигали,
Да и не сожжём никогда,
Ведь стёкла у нас вышибали
Не мячики в эти года.

Но знаешь, зелёные даты
Я помню не хуже других.
Черёмуха... Май... Аттестаты.
Берёзы. Нет школ никаких...
\(1971\)
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
\(1961\)
Что объединяет эти произведения?

  • Поэты показывают трудности военного времени.
  • В обоих стихотворениях есть ощущение радости жизни, "зелёных дат".
  • Авторы описывают военную юность, в которой "совпали" "война, беда, мечта..."
  • Оба произведения звучат как клятва.
  • Героев стихотворений переполняет безмерная боль и вечная вина перед погибшими.
  • Стихотворения отражают трагедию человека, навсегда оторванного от "малой" родины.
  • Авторы произведений присутствуют в стихотворениях, беседуют с читателями, благодаря чему создаётся иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога.