Задание
Прочитайте стихотворение В.Н. Соколова "Нет школ никаких. Только совесть..." и стихотворение Д.С. Самойлова "Сороковые" и выполните задание.
Нет школ никаких. Только совесть,
Да кем-то завещанный дар,
Да жизнь, как любимая повесть,
В которой и холод и жар.
Я думаю, припоминая,
Как школила юность мою
Война и краюшка сырая
В любом всероссийском раю.
Учебников мы не сжигали,
Да и не сожжём никогда,
Ведь стёкла у нас вышибали
Не мячики в эти года.
Но знаешь, зелёные даты
Я помню не хуже других.
Черёмуха... Май... Аттестаты.
Берёзы. Нет школ никаких...
(1971)
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(1961)
Что объединяет эти произведения?
Поэты показывают трудности военного времени.
В обоих стихотворениях есть ощущение радости жизни, "зелёных дат".
Авторы описывают военную юность, в которой "совпали" "война, беда, мечта..."
Оба произведения звучат как клятва.
Героев стихотворений переполняет безмерная боль и вечная вина перед погибшими.
Стихотворения отражают трагедию человека, навсегда оторванного от "малой" родины.
Авторы произведений присутствуют в стихотворениях, беседуют с читателями, благодаря чему создаётся иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога.