Задание
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу. «Ловко! Вот так-та́к! Ишь ты… Важно!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.
Из-за детской радости, возбуждённой пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними ещё четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по ним картечью.
Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика ещё трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.
— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.
В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятеля, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
— Вишь, пыхнул огонь, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад.
— Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.
— Ничего, гранату… — отвечал он.
«Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
«Ишь задышала опять, задышала», — говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
(Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
5. Назовите произведение отечественной литературы первой половины XIX века, в котором также изображены батальные сцены. В чем схоже (или чем различается) изображение военных событий в этом произведении и в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого?
Критерии оценивания
Критерии
ЗАДАНИЕ 5
БАЛЛЫ
К1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.
Названо произведение, и указан его автор, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.
2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.
ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
1
Не названо произведение, и не указан его автор,
И/ИЛИ не учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ не соотнесен с вопросом
0
Если по К1 ставится 0 баллов, то работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов.
К2.Привлечение текста произведения для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), оба текста проанализированы (ответ выстроен по формуле: тезис – пример под тезис – анализ примера); авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют (названия произведений, авторы, персонажи и события названы правильно)
4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа, а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.
3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена,
ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа., а текст второго произведения не привлекается,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки.
2
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается,
ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
1
При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения
ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,
И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
0
К3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм.
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.
2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трех ошибок.
1
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
0
Максимальный балл
8
Как проверить качество речи?
Внимательно прочитайте свой ответ и проверьте себя по чек-листу:
· Пример доказывает тезис, анализ связывает пример с тезисом, есть связи между предложениями и абзацами – логических ошибок нет.
· Отсутствуют необоснованные повторы слов, отсутствует разговорная лексика, речевая сочетаемость слов не нарушена – речевых ошибок нет.
· Нет ошибок в использовании однородных членов, нет ошибок в окончаниях слов –грамматические ошибки отсутствуют.
8 баллов 100
7 баллов 87
6 баллов 75
5 баллов 62
4 балла 50
3 балла 37
2 балла 25
1 балл 12
0 баллов 0