Задание
Прочитайте приведённый ниже
фрагмент главы «Подтверждение
покаяния. Заключение» о градоначальнике Угрюм-Бурчееве из «Истории одного
города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Чем страшна идея прямолинейности
Угрюм-Бурчеева?
«Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых
фанатических нивелляторов
этой школы. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в неё весь видимый и
невидимый мир, и притом с таким непременным расчётом, чтоб нельзя было
повернуться ни взад ни вперёд,
ни направо, ни налево. Предполагал ли он при этом сделаться благодетелем
человечества? – утвердительно отвечать на этот вопрос трудно. Скорее, однако ж,
можно думать, что в голове его вообще никаких предположений ни о чём не
существовало. Лишь в позднейшие времена (почти на наших глазах) мысль о
сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических
ухищрений административную теорию, но нивелляторы
старого закала, подобные Угрюм-Бурчееву, действовали в простоте души,
единственно по инстинктивному отвращению от кривой линии и всяких зигзагов и
извилин. Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому
только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом,
всеми помыслами. Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же
время есть и кратчайшая – ему нечего было делать с краткостью, – а ради того,
что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности,
словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и пустила там целую
непроглядную сеть корней и разветвлений».
Угрюм-Бурчеев ради преобразований следует по прямой линии, то есть не понимает, что безнравственно жертвовать жизнями людей ради всеобщего блага в будущем.
Весь ужас в том, что идея прямолинейности прохвоста Угрюм-Бурчеева, ради которой разрушен город и построен новый, уничтожен уклад глуповцев, не имеет никакой цели вообще, ни личной, ни благой, а создаёт лишь иллюзию действия и движения вперёд.
Своей идеей прямолинейности Угрюм-Бурчеев как истинный прохвост лишил глуповцев любых проявлений свободы: «нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево».
Чтобы сделаться благодетелем человечества, Угрюм-Бурчеев последовал идеям фанатиков реформаторов, решивших осчастливить мир насильно, и, пожертвовав городом и рекой, заставил глуповцев изменить свою жизнь.