Задание

Прочитайте приведённый ниже

фрагмент главы «Подтверждение

покаяния. Заключение» о градоначальнике Угрюм-Бурчееве из «Истории одного

города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Чем страшна идея прямолинейности

Угрюм-Бурчеева?

«Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых

фанатических нивелляторов

этой школы. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в неё весь видимый и

невидимый мир, и притом с таким непременным расчётом, чтоб нельзя было

повернуться ни взад ни вперёд,

ни направо, ни налево. Предполагал ли он при этом сделаться благодетелем

человечества? – утвердительно отвечать на этот вопрос трудно. Скорее, однако ж,

можно думать, что в голове его вообще никаких предположений ни о чём не

существовало. Лишь в позднейшие времена (почти на наших глазах) мысль о

сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических

ухищрений административную теорию, но нивелляторы

старого закала, подобные Угрюм-Бурчееву, действовали в простоте души,

единственно по инстинктивному отвращению от кривой линии и всяких зигзагов и

извилин. Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому

только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом,

всеми помыслами. Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же

время есть и кратчайшая – ему нечего было делать с краткостью, – а ради того,

что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности,

словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и пустила там целую

непроглядную сеть корней и разветвлений».

Угрюм-Бурчеев ради преобразований следует по прямой линии, то есть не понимает, что безнравственно жертвовать жизнями людей ради всеобщего блага в будущем.

Весь ужас в том, что идея прямолинейности прохвоста Угрюм-Бурчеева, ради которой разрушен город и построен новый, уничтожен уклад глуповцев, не имеет никакой цели вообще, ни личной, ни благой, а создаёт лишь иллюзию действия и движения вперёд.

Своей идеей прямолинейности Угрюм-Бурчеев как истинный прохвост лишил глуповцев любых проявлений свободы: «нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево».

Чтобы сделаться благодетелем человечества, Угрюм-Бурчеев последовал идеям фанатиков реформаторов, решивших осчастливить мир насильно, и, пожертвовав городом и рекой, заставил глуповцев изменить свою жизнь.