Задание
Прочитайте приведённые фрагменты из научно-популярных статей по истории. Какие суждения, относящиеся к ним, являются верными? Выберите несколько суждений из семи предложенных.
Текст № 1
«Ахмед III в своей политике стремился к преодолению всё более очевидного отставания Османской империи от европейских держав. Так, по указанию султана во Францию было отправлено посольство, от которого требовалось изучить устройство французского государства, его достижения в области науки и культуры, ознакомиться с бытом французов. Кроме того, султан отправил посольство в Великобританию и империю Габсбургов. Большую популярность обрели тюльпаны, которые привозили из Нидерландов. Правление Ахмеда III отмечено повышением грамотности населения империи, ростом интереса к европейским традициям и обычаям, переводами на османский язык многих научных трудов, возникновением и развитием книгопечатания на османском языке. В 1720-е Османская империя воспользовалась смутой в Иране (Ирагу Аджем) в связи со вторжением туда афганцев и захватила значительные территории в Закавказье и Западном Иране, но затем турки потерпели поражение от персидского шаха Ашрафа. Слухи об этом поражении стали поводом к восстанию населения Константинополя, недовольного высокими налогами и коррупцией. К этому восстанию присоединились янычары, что привело к свержению Ахмеда III».
Текст № 2
«Селим III претворил в жизнь полезные преобразования в области управления империей, сформировал новую Казну, реформировал на европейский манер войско, стремился способствовать распространению образования среди подданных государства: во времена правления Селима III был переведён ряд работ европейских, прежде всего французских, авторов по военному делу, математике и другим областям человеческого знания. Султан открыл современные школы и начал направлять молодых турок в Европу для дальнейшего обучения. Селим составил первый план государственного образования, предусматривавший законченную систему начальных школ, средних школ и университетов, для управления которыми было образовано Министерство образования. Согласно начинаниям Селима III, его преобразования предусматривали введение бесплатного и обязательного начального образования. Реформа шла очень медленно из-за отсутствия денег, но правителю удалось открыть более 36 000 школ, большинство из них были маленькими, традиционными начальными школами. Немусульмане также получили доступ в школы, учрежденные иностранными миссионерскими группами в империи. Толчком к падению Селима стали волнения в балканских владениях Порты – в Сербии и Валахии. На фоне поражений в конфликтах с Россией, чрезмерной, в глазах подданных и двора, симпатии султана к европейцам, авторитет Селима окончательно упал, и против него подняли бунт янычары».
В реформах, проводимых Ахмедом III и Селимом III, ярко прослеживаются идеи Просвещения.
Ахмед III и Селим III стремились к преодолению отсталости Османской империи от европейских государств.
Реформы Ахмеда III и Селима III вызвали недовольство среди янычар и привели к восстаниям.
Реформы Ахмеда III и Селима III способствовали успехам Османской империи в войнах с Россией во второй половине XVIII в.
Политика Ахмеда III и Селима III способствовала сближению с Российской империей во второй половине XVIII в. и заключению Стамбульской конвенции.
Следствиями реформ Ахмеда III и Селима III стало укрепление связей с европейскими государствами и включение Османской империи в Священную лигу.
Причинами реформ Ахмеда III и Селима III было стремление Османской империи расширить свои колониальные владения за океаном.