Задание
Прочитай текст, рассмотри картины и выполни задания.
Историю можно изучать не только по учебникам или летописям. Ценную информацию могут дать здания, посуда, одежда, оружие. Очень многое о жизни людей в Испанской империи могут рассказать картины Диего Веласкеса. Он жил и создавал свои произведения в первой половине XVII века, когда Испания была ещё в расцвете своего могущества. Веласкес много лет был придворным художником, поэтому мы знаем, как выглядели и во что одевались королевские особы того времени.
В испанской женской одежде как бы боролись два важных приоритета. С одной стороны, католичество предписывало строгость и простоту. Поэтому чаще всего женские платья были чёрными или других тёмных тонов. Всё тело было плотно закрыто, словно футляром. Допускалось показывать только кисти рук и лицо, а детям ещё и шею. С другой стороны, Испания была очень богата, и знать хотела это демонстрировать. Тогда нашли компромисс: золотые и серебряные вышивки, шнуры и пуговицы прекрасно смотрелись на чёрных платьях из бархата и парчи. Под платье обязательно надевали корсет из металлической сетки и каркас из металлических кругов, который крепился на ремнях. Юбки, надетые на такой каркас, достигали диаметра более двух метров!
Во второй половине XVI века в моду вошли жёсткие белые гофрированные воротники, которые полностью скрывали шею. Их делали из накрахмаленной тонкой ткани или кружев и считали признаком богатства. В таком воротнике очень трудно было ходить, он мешал поворачивать голову и наклоняться. Приходилось держать «королевскую» осанку! Из-за воротников изменились и причёски — ведь испанкам просто некуда было девать длинные волосы. Волосы стали заплетать в косы или просто зачёсывать наверх, закрепляя тонкой золотой сеточкой. Интересно, что дети одевались одинаково со взрослыми, просто их одежда была меньшего размера.
Испанская женская мода не прижилась почти нигде в Европе. Единственное, что распространилось в разных странах, — это «испанские» воротники. В остальном женщины предпочитали более яркую и открытую одежду со всевозможными украшениями — бантами, оборками, поясами. Испанки же считали такую одежду вульгарной. Чёрный, белый и красный цвета стали основными в испанском национальном костюме.
Рис. 1. Д. Веласкес. Портрет королевы Изабеллы Бурбонской
Рис. 2. Д. Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в синем платье
1. Составь из предложений план текста.
1.
2.
3.
4.
Варианты ответов:
Историю можно изучать разными способами.
Формирование испанского народного костюма.
Одежда — отражение политики.
Как воротники повлияли на причёски.
2. Какой вывод можно сделать, изучив представленные источники?
(Выбери один правильный ответ.)
Диего Веласкес внёс большой вклад не только в живопись, но и в историю
Картины Веласкеса не представляют интереса для историков
Испанскую моду скопировали по всей Европе