Задание

Прочитай текст, рассмотри картины и выполни задания.

Историю можно изучать не только по учебникам или летописям. Ценную информацию могут дать здания, посуда, одежда, оружие. Очень многое о жизни людей в Испанской империи могут рассказать картины Диего Веласкеса. Он жил и создавал свои произведения в первой половине XVII века, когда Испания была ещё в расцвете своего могущества. Веласкес много лет был придворным художником, поэтому мы знаем, как выглядели и во что одевались королевские особы того времени.

В испанской женской одежде как бы боролись два важных приоритета. С одной стороны, католичество предписывало строгость и простоту. Поэтому чаще всего женские платья были чёрными или других тёмных тонов. Всё тело было плотно закрыто, словно футляром. Допускалось показывать только кисти рук и лицо, а детям ещё и шею. С другой стороны, Испания была очень богата, и знать хотела это демонстрировать. Тогда нашли компромисс: золотые и серебряные вышивки, шнуры и пуговицы прекрасно смотрелись на чёрных платьях из бархата и парчи. Под платье обязательно надевали корсет из металлической сетки и каркас из металлических кругов, который крепился на ремнях. Юбки, надетые на такой каркас, достигали диаметра более двух метров!

Во второй половине XVI века в моду вошли жёсткие белые гофрированные воротники, которые полностью скрывали шею. Их делали из накрахмаленной тонкой ткани или кружев и считали признаком богатства. В таком воротнике очень трудно было ходить, он мешал поворачивать голову и наклоняться. Приходилось держать «королевскую» осанку! Из-за воротников изменились и причёски — ведь испанкам просто некуда было девать длинные волосы. Волосы стали заплетать в косы или просто зачёсывать наверх, закрепляя тонкой золотой сеточкой.  Интересно, что дети одевались одинаково со взрослыми, просто их одежда была меньшего размера.

Испанская женская мода не прижилась почти нигде в Европе. Единственное, что распространилось в разных странах, — это «испанские» воротники. В остальном женщины предпочитали более яркую и открытую одежду со всевозможными украшениями — бантами, оборками, поясами. Испанки же считали такую одежду вульгарной. Чёрный, белый и красный цвета стали основными в испанском национальном костюме.

Рис. 1. Д. Веласкес. Портрет королевы Изабеллы Бурбонской

Рис. 2. Д. Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в синем платье

1. Составь из предложений план текста.

1.

2.

3.

4.

Варианты ответов:

Историю можно изучать разными способами.

Формирование испанского народного костюма.

Одежда — отражение политики.

Как воротники повлияли на причёски.

2. Какой вывод можно сделать, изучив представленные источники?

(Выбери один правильный ответ.)

Диего Веласкес внёс большой вклад не только в живопись, но и в историю

Картины Веласкеса не представляют интереса для историков

Испанскую моду скопировали по всей Европе