Прочитай текст, рассмотри картины и выполни задания. Историю можно изучать не только по учебникам или летописям. Ценную информацию могут дать здания, посуда, одежда, оружие. Очень многое о жизни людей в Испанской империи могут рассказать картины Диего Веласкеса. Он жил и создавал свои произведения в первой половине \(XVII\) века, когда Испания была ещё в расцвете своего могущества. Веласкес много лет был придворным художником, поэтому мы знаем, как выглядели и во что одевались королевские особы того времени. В испанской женской одежде как бы боролись два важных приоритета. С одной стороны, католичество предписывало строгость и простоту. Поэтому чаще всего женские платья были чёрными или других тёмных тонов. Всё тело было плотно закрыто, словно футляром. Допускалось показывать только кисти рук и лицо, а детям ещё и шею. С другой стороны, Испания была очень богата, и знать хотела это демонстрировать. Тогда нашли компромисс: золотые и серебряные вышивки, шнуры и пуговицы прекрасно смотрелись на чёрных платьях из бархата и парчи. Под платье обязательно надевали корсет из металлической сетки и каркас из металлических кругов, который крепился на ремнях. Юбки, надетые на такой каркас, достигали диаметра более двух метров! Во второй половине \(XVI\) века в моду вошли жёсткие белые гофрированные воротники, которые полностью скрывали шею. Их делали из накрахмаленной тонкой ткани или кружев и считали признаком богатства. В таком воротнике очень трудно было ходить, он мешал поворачивать голову и наклоняться. Приходилось держать «королевскую» осанку! Из-за воротников изменились и причёски — ведь испанкам просто некуда было девать длинные волосы. Волосы стали заплетать в косы или просто зачёсывать наверх, закрепляя тонкой золотой сеточкой. Интересно, что дети одевались одинаково со взрослыми, просто их одежда была меньшего размера. Испанская женская мода не прижилась почти нигде в Европе. Единственное, что распространилось в разных странах, — это «испанские» воротники. В остальном женщины предпочитали более яркую и открытую одежду со всевозможными украшениями — бантами, оборками, поясами. Испанки же считали такую одежду вульгарной. Чёрный, белый и красный цвета стали основными в испанском национальном костюме. Рис. \(1\). Д. Веласкес. Портрет королевы Изабеллы Бурбонской Рис. \(2\). Д. Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в синем платье 1. Составь из предложений план текста. 1. 2. 3. 4. Варианты ответов: Веласкес — историк испанской жизни. Стала ли Испания законодательницей мод. Почему у испанок высокие причёски. Платья — плод борьбы церкви и политики. 2. Какой вывод можно сделать, изучив представленные источники? (Выбери один правильный ответ.) Веласкес был малоизвестным испанским художником Картины могут быть ценными историческими источниками Платья, изображённые на картинах Веласкеса, стали основой для испанского национального костюма
Задание

Прочитай текст, рассмотри картины и выполни задания.

Историю можно изучать не только по учебникам или летописям. Ценную информацию могут дать здания, посуда, одежда, оружие. Очень многое о жизни людей в Испанской империи могут рассказать картины Диего Веласкеса. Он жил и создавал свои произведения в первой половине \(XVII\) века, когда Испания была ещё в расцвете своего могущества. Веласкес много лет был придворным художником, поэтому мы знаем, как выглядели и во что одевались королевские особы того времени.

В испанской женской одежде как бы боролись два важных приоритета. С одной стороны, католичество предписывало строгость и простоту. Поэтому чаще всего женские платья были чёрными или других тёмных тонов. Всё тело было плотно закрыто, словно футляром. Допускалось показывать только кисти рук и лицо, а детям ещё и шею. С другой стороны, Испания была очень богата, и знать хотела это демонстрировать. Тогда нашли компромисс: золотые и серебряные вышивки, шнуры и пуговицы прекрасно смотрелись на чёрных платьях из бархата и парчи. Под платье обязательно надевали корсет из металлической сетки и каркас из металлических кругов, который крепился на ремнях. Юбки, надетые на такой каркас, достигали диаметра более двух метров!

Во второй половине \(XVI\) века в моду вошли жёсткие белые гофрированные воротники, которые полностью скрывали шею. Их делали из накрахмаленной тонкой ткани или кружев и считали признаком богатства. В таком воротнике очень трудно было ходить, он мешал поворачивать голову и наклоняться. Приходилось держать «королевскую» осанку! Из-за воротников изменились и причёски — ведь испанкам просто некуда было девать длинные волосы. Волосы стали заплетать в косы или просто зачёсывать наверх, закрепляя тонкой золотой сеточкой.  Интересно, что дети одевались одинаково со взрослыми, просто их одежда была меньшего размера.

Испанская женская мода не прижилась почти нигде в Европе. Единственное, что распространилось в разных странах, — это «испанские» воротники. В остальном женщины предпочитали более яркую и открытую одежду со всевозможными украшениями — бантами, оборками, поясами. Испанки же считали такую одежду вульгарной. Чёрный, белый и красный цвета стали основными в испанском национальном костюме.

Isabel_de_Borbón,_by_Diego_Velázquez.png Diego_Velázquez_027.png
Рис. \(1\). Д. Веласкес. Портрет королевы Изабеллы Бурбонской Рис. \(2\). Д. Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в синем платье

1. Составь из предложений план текста.

1.

2.

3.

4.

Варианты ответов:

Веласкес — историк испанской жизни.

Стала ли Испания законодательницей мод.

Почему у испанок высокие причёски.

Платья — плод борьбы церкви и политики.

  1. Какой вывод можно сделать, изучив представленные источники?

(Выбери один правильный ответ.)

  • Веласкес был малоизвестным испанским художником
  • Картины могут быть ценными историческими источниками
  • Платья, изображённые на картинах Веласкеса, стали основой для испанского национального костюма