Задание

Прочитай текст и выполни задания к нему

(1) Невосприимчивость к эмоционально-чувственной окраске слова наблюдается гораздо чаще, чем слепота к его изобразительному нюансу.

(2) В старой сибирской песне «С каких пор перевелись витязи на святой Руси» повествуется о битве Добрыни со злым Татарином (татарами в то время называли печенегов):

«Видит Добрыня, за Сафат-рекой

Бел-полотнян шатёр:

В том ли шатре залёг Татарчонок,

Злой Татарин, бусурманчонок...»

(3) До сих пор мы воспринимаем этого Татарина как что-то незначительное, мелкое, не стоящее внимания. (4) Суффикс -онок- (-ёнок-) срабатывает в нашем сознании только как указатель зрительно-изобразительного ряда. (5) Однако (?) этот Татарин совсем иное существо, ровня богатырю Добрыне. (6) Об их битве поётся таким образом:

«Не два ветра в поле слеталися,

Не две тучи в небе сходилися:

Слеталися-сходилися два удалые витязя...» —

и (?) в конце концов (?) Татарин даже одолел Добрыню.

(7) Очевидно (?) в те времена, когда складывалась эта песня, суффикс -онок- подчёркивал в этом тексте в первую очередь не величину, а презрительное отношение к врагу.

(8) Между тем (?) скромные уменьшительные суффиксы имеют весьма широкий эмоциональный спектр.

(9) Простенькими суффиксами протопоп Аввакум сумел изобразить целый букет сложнейших переживаний: и скорбное смирение, и кроткое огорчение над малоумием своих палачей, и готовность к страданиям за веру: «Привезли в Брацкой острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филиппова поста в студёной башне; там зима в те поры живёт, да Бог грел и без платья! Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было, я их скуфьёю бил, — и батожка не дадут дурачки!»

(10) Теми же уменьшительными Л. Толстой в «Отце Сергии» изобразил кокетливое умиление, жеманство, чуть театральную сентиментальность взбалмошной, балованной барыни: «Келейка эта казалась ей прелестной. Узенькая, аршина в три горенка, длиной аршина четыре, была чиста, как стёклышко. В горенке была только койка, на которой она сидела, над ней полочка с книгами. В углу аналойчик».

(11) А. Куприн обличает уменьшительными словечками трусливую душу предателя. (12) Вспоминая о матери, герой «Реки жизни» признаётся: «Она рано овдовела, и мои первые детские впечатления неразрывны со скитанием по чужим домам, клянченьем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью, попрошайничеством, слезливыми, жалкими гримасами, с этими подлыми уменьшительными словами: кусочек, капелька, чашечка, чайку...»

(13) Чтобы в совершенстве постигнуть тайны смысловых и эмоциональных изменений, которые претерпевает слово под влиянием префикса или суффикса, надо ежедневно, ежечасно учиться родному языку.

По С. П. Антонову

  1. Сформулируй, какие значения помогают передать авторам слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Выпиши из текста пять устаревших слов и определи их лексическое значение.
  3. Выполни морфемный анализ выделенных слов.
  4. Замени словосочетание «эмоциональный спектр» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  5. Выпиши грамматическую основу предложения 3.
  6. В каком предложении есть вводное слово (сочетание слов)?
  7. Составь схемы предложений 9, 10, 12.